985    МОГАЧ—МОДА    986

лашивания. М. используется на корм животным и птице.

МОГА'Ч—местечко в Венгрии, на Дунае, под к’-рым в 1526 турки, вторгшиеся в Венгрию, одержали победу, за к-рой последовало продвижение их в глубь страны и раздробление Венгрии на З части, из которых средняя перешла в область турок. В 1687 имперские войска нанесли при М. поражение туркам.

МО ГИ К А'Н Е—вымершая группа сев.-амер. индейских племен, принадлежавшая к алгонки-нам и жившая по рр. Коннектикут и Гудсон. Были оттеснены к Атлантическому ок. ирокезами и мало-по-малу истреблены голландцами и англичанами. Часть их смешалась с белыми.

МОГИЛЕВ—город, р. ц. Белорусской ССР, ж.-д. станция и пароходная пристань на Днепре; 63 тыс. жит. (1935). Развита швейная и обувная пром-сть. Выстроена фабрика искусственного волокна. Два небольших металлообрабатывающих завода, завод первичной обработки льна, кирпичный и др.

Во время империалистской войны, 8/У1П 1915, в М. была перенесена ставка главнокомандующего, город был наводнен шпионами и жандармерией. В Февральскую бурж.-демократич. революцию 1917 М. стал очагом военщины и со-циал-соглашательской контрреволюции («Союз офицеров», Белорусский национальный к-т и др.). Накануне корниловщины в М. приехал Л. М. Каганович, после его приезда начала оформляться большевистская фракция. М. являлся центром корниловского контрреволюционного мятежа. Октябрьскую социалистич. революцию меньшевистско-эсеровский совет встретил враждебно. Даже после распоряжений по прямому проводу Ленина и Сталина совет ничего не предпринял, чтобы устранить Духонина, Чернова и Гоца. 20/Х1 красногвардейские отряды вступили в М. и ликвидировали осиное гнездо контрреволюции. 22/XI ■был создан Реввоенсовет. В февр. 1918 на некоторое время М. был занят корпусом Дов-бор-Мусницкого, затем германскими оккупантами. В начале декабря 1918 М. был освобожден Красной армией от оккупантов, после чего была окончательно восстановлена советская власть.

МОГИЛ ЕВ- ПОДОЛЬСКИЙ — город, окружной центр Винницкой обл. УССР, на Днестре, станция ж. д. Население—24,6 т. ж. (1935). Заводы: механическо-ремонтный, кожевенный, дерево-■ обрабатывающий, безалкогольных напитков, спирто-водочный; мельница. Механич. плодосу-шение. Ломка известняка и жернового камня.

МОГИЛЬНИКИ—древние кладбища с могилами, над к-рыми не возведено никакого надземного сооружения. Иногда термин «М.» прилагается к некоторым другим типам древних кладбищ, напр, в виде группы курганов (курганный М.).

МОГИЛЬЩИК, орел-М., АдиПа ЬеИаса— птица из группы степных орлов, до 86 см длины; цвет оперения гл. обр. темнобурый, затылок, бока, часть шеи рыжеватые с темными полосками, на плечах часто белое пятно, хвост серый. М. распространены в Ср. Европе, юж. части СССР, Ср. Азии. Вредны как хищники, но в нек-рых местах полезны, т.к. уничтожают сусликов и падаль.

МОГО'ЛЫ (от «монголы»)—старинное название мусульман Зап. и Сев.-Зап. Индии (за исключением патанов—афганцев), образовавших мусульманскую империю Великих Моголов.

«МОГУЧАЯ КУЧКА» («Балакиревский кружок»)—творческое объединение русских композиторов, возникшее в 60-х гг. 19 в. и положившее начало т. н. новой русской муз. школе, боровшейся за создание национальной муз. культуры в духе идей «просвещенного либерализма». Главой «М. к.» был М. Балакирев, вокруг к-рого организовался к началу 60-х гг. кружок из пламенных энтузиастов новой русской музыки: М. Мусоргского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, Ц. Кюи, Гуссаковского, Лоды женского и Щербачева. Идейным вдохновителем этого кружка был известный искусствовед и муз. критик В. Стасов (в полемике между Стасовым и Серовым и возникло ставшее крылатым название кружка— «Могучая кучка»).

Обстановка общественного подъема 60-х гг. («эпоха просветительства») значительно содействовала интенсивному творческому и общекультурному росту членов «Балакиревского кружка». Именно в эти годы деятельность «М. к.» как творческого объединения достигает своего расцвета. «Борис Году-нов»Мусоргского,«Псковитянка»(1-я ред.) Римского-Корсакова, 1-я симфония, «Князь Игорь» (частично) и лучшие романсы Бородина возникли в этот период деятельности «М. к.».

В творческой ориентации «М. к.» имели огромное значение, с одной стороны, русское муз. наследство—Глинка и нар. песня—и, с другой—новая западная, гл. обр. романтическая музыка—Бетховен (последний период), Шуман, Берлиоз, Вагнер и Лист, оказавшие значит, влияние на творческое развитие отдельных представителей «Балакиревского кружка».

«М. к.» нельзя назвать школой в полном смысле этого слова, ибо она никогда не имела четкой, ясно выраженной творческой программы. Блестящая плеяда пяти основных композиторов «М. к.» (Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Кюи) представляла по существу дружеский союз индивидуально ярких, но глубоко различных по творческой направленности художников, к-рых объединили (в 60-х гг.) общие идеи борьбы за эмансипацию нац. муз. искусства, за самостоятельный путь его развития, борьбы за новое содержание в музыке, за новый «творческий метод», наконец, жажда активной, кипучей деятельности, столь характерная для передовых людей «эпохи просветительства».

«М. к.» сыграла большую положительную роль творческого авангарда русской муз. общественности 60-хгг.: Бородин, Мусоргский, Рим-ский-Корсаков оказали огромное воздействие (правда, неоднородное) на дальнейшее развитие как русской, так и западной музыки. Однако эволюция русской бурж. культуры в 70-е и особенно в 80-е гг.—годы усилившейся реакции—обнажила скрытые внутренние противоречия «М. к.»; уже в середине 70-х гг. «Балакиревский кружок» фактически распался, и вместе с тем все ярче и резче вырисовались специфические особенности творческого пути каждого из членов «М. к.». См. Русская музыка.

МО'ДА (лат.)—1) направление вкуса, правил обхождения, убранства жилищ, форм одежды и т. п., свойственное определенному отрезку времени, сезону и т. п. 2) В статистик е—та величина признака, на к-рую падает наибольшее число случаев, или признак, к-рый наиболее часто встречается в данной группе. При распределении, напр., населе-





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.