многие другие, гл. обр. В МОСК. Третьяковкой галлерее и ленингр. Русском музее), выкинули JI. в первые ряды пейзажистов прошлого века. Работы его отличаются непосред-твенностью впечатлений, облеченных в тон тихой грусти, обобщенностью письма, яркостью красок; они подготовили почву для импрессионизма в русской живописи. Творчество Л. оказало глубокое влияние на развитие пейзажа.

110


ЛЕВИТОВ—ЛЕВКИПП


Лит.: Глаголь С. и Грабарь И., Исаак Ильич Левитан (Жизнь и творчество), М., [1813].

ЛЕВИТОВ, Александр Иванович (1835—77)— писатель 60—70-х гг. Сын сельского дьячка* учился в семинарии и Медико-хирургич. академии. Был сослан на 3 года за участие в студенческом кружке. Всю жизнь крайне нуждался. Умер от алкоголизма и чахотки.

Л. дал замечательные картины быта городской бедноты и мелкого мещанства, столичных трущоб и закоулков, «гибельной свалки»—капиталистического города («Степные очерки», «Московские трущобы», «Горе сел, дорог и городов», «Жизнь московских закоулков»), Л. также талантливо изобразил тяжелое положение крестьянства, невежество и косность ншцей деревни, эксплоатацию крестьянства кулаками («Выселки», «Деревенские картинки», «Расправа» и др.). Для Л. характерно отсутствие идеализации деревни, что отделяет его от других пи-сателей-народников. Излюбленный жанр Л.— небольшой очерк, насыщенный действием, яркими диалогами, лирически окрашенный.

Сочинения Л. (под ред., со вступит, ст. и комментариями И. Ежова), т. I—II, изд. «Academia», М.—Л., 1932—33.

ЛЕВИ'ТЫ—разряд низших храмовых служителей у древних евреев; по библейской традиции вели свое происхождение от мифического родоначальника Левин. Л. составляли одно из 12 колен Израилевых, в к-рое входили и храмовые жрецы—когены.

«ЛЕВИЦА» ППС —польская соц. орг-ция, образовавшаяся в 1906 в результате раскола в ППС. После январских событий 1905 и волны всеобщих стачек, объединивших в один сплоченный революционный лагерь пролетариат всех национальностей России, левые элементы внутри ППС выступили против национали-стич. ЦК, возглавлявшегося Пилсудским, и, лолучив большинство на парт, съезде, отстранили Пилсудского от руководства. В декабре 1906 парт, съезд большинством двух третей исключил из партии группу Пилсудского и создал самостоятельную партию «Л.». Освободившаяся от крайних националистов «Л.» взяла курс на объединение с СДПиЛ (Социал-:-:мократия Польши и Литвы) и с РСДРП, но г э основным вопросам стала на позицию м-ков. На выборах в 4-ю Гос. думу «Л.» блокировалась Зундом и провела депутата Ягелло, примкнувшего в думской с.-д. фракции к м-кам. С начала 'яровой войны «Л.» заняла интернационалист-■7ю позицию и неоднократно выступала вме-тч с СДПиЛ. Представители «Л.» принимали ..стие в Цнммервальдской и Кинтальской « нференциях. Под влиянием Октябрьской со-гз ^листической революции наступило более тес-ь «е сближение «Л.» с СДПиЛ, и в декабре 1918 mi* партии слились, создав КП Польши. "ЕВИЦКИЙ, Дмитрий Григорьевич (1735— —выдающийся портретист последней тре-~1 5 в. Уроженец Украины, сын священника. В

I ~ —86—преподаватель петербургской Акаде-ш художеств. Наиболее известны его портреты представителей дворянской аристократии (изредка купечества и духовенства), в к-рых Л. давал интимную характеристику изображаемых лиц (портрет смолянок Хрущовой и Хованской, богача Демидова, «просветителя» Новикова, поэтов Державина и Дмитриева, Н. Львова, его жены, кн. Голицына, Бакуниных и др.). Портреты Л. в Третьяковской галлерее (Москва) и Русском музее (Ленинград).

Лит.: Сидорова А., Д. Левицкий, в сб.: Русские портретисты XVIII в., вып. 15, М.—П., 1923.

ЛЕВИЦКИЙ (псевд. Н е ч у й), Иван Семенович (1838—918)—украинский писатель. Род. в семье сельского священника. Представитель укр. националистической буржуазии, Л. в своем творчестве выступал с либеральной критикой крепостничества («Дві московки», «Микола Дже-ря» и др.), приветствуя реформу 1861. Свою бурж.-националистич. программу лойяльного к царизму культурничества и противопоставления укр. культуры всякой другой (особенно русской) Л. наиболее ярко дал в двух больших повестях («Хмара», «По под чорним морем»). Л. поставил перед собой задачу описать жизнь «ЦИЛОЇ нації». Отсюда широкий тематический диапазон творчества Л.: повести о крестьянстве и помещиках («Микола Джеря», «Бурлачка», «Кайдашева сім’я» и др.), мещанах («Навіже-на»), сельском духовенстве («Старосвітські батюшки і матушки»), украинской интеллигенции («Хмара»), Один из основателей в укр. литературе бурж. бытового романа, Л., однако, снижал художественную значимость своих произведений чрезмерной публицистичностью.

ЛЕВКАДА—один из Ионических о-вов (Греция); горист, площ. 287 км2; 28 т. ж. (1928). Земледелие, культура оливкового дерева, виноградники, разведение коз и овец, торговля коринкой. Гл. гор.—Левкада, 5,7 т. ж.

ЛЕВКАС (греч.)—у позолотчиков и иконописцев грунт, шпаклевка (из мела с клеем) для подготовки поверхности доски под краску и позолоту.

ЛЕВКИ'ПП (5 в. до хр. э.)—древнегреч. философ-материалист; вместе со своим последователем и продолжателем Демокритом развил основы философии атомизма. Сведения о Л. весьма немногочисленны и отрывочны. Существование Л. ошибочно отрицали уже в древности Эпикур, в новейшее время—опирающиеся на его свидетельство Роде, Наторп; однако, свидетельство Аристотеля и ряд исторических фактов позволяют отбросить это ложное предположение.

Основное в учении Л.—это утверждение, что все вещи состоят из «полного» и «пустого», т. е. неделимых материальных частиц—атомов—и пустоты. Очень трудно отграничить атомизм Л. от атомизма Демокрита, т. к. Аристотель и другие древние авторы, из к-рых мы черпаем сведения о нем, упоминают о Л. только в связи с Демокритом. Из его сочинений ничего не сохранилось; приписываемые ему нек-рыми авторами сочинения «Великий Диакосмос» и «Об уме» (а следовательно и фрагменты из этих соч.) очевидно принадлежат Демокриту.

Ряд бурж. историографов античной философии, проводя борьбу с материализмом, фальсифицируя атомизм (истолковывая его как идеализм), искажает и мировоззрение Л. (например, Гегель). В ленинском конспекте гегелевских лекций по истории философии вскрывается это искажение Гегелем философской сущности атомизма Л.










Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.