-купало    10

КУНЬМИН (Юньнань фу)—гл. гор. провинции Юньнань на юге Китая; 90 т. ж. В К. имеется арсенал с 1.200 рабочими.

9    кунов—.

НУ'НОВ (Cunow), Генрих (р. 1862)—теоретик герм, с.-д-тии, социолог, этнолог, историки публицист. К.—социал-шовинист во время Мировой войны—был в 1917 назначен вместо центриста Каутского редактором «Нейе цейт», теоретич. органа германской с.-д-тии. После Мировой войны занимал крайнюю правую позицию в рядах германской с.-д-тии. Уже в первых своих работах, в 90-х гг. 19 в., К. подверг «пересмотру» взгляды Энгельса на ранние формы брака и семьи, отвергнув групповой брак как общечеловеческую стадию развития семьи.

В вопросе о происхождении религии К. принял точку зрения Э. Тейлора и Г. Спенсера (см. Анимизм). В 1920 К. выпустил работу «Марксова теория истории общества и государства», где подменил революционное учение Маркса буржуазно-либеральной социологией, удалив из него все, относящееся к классовой борьбе и революции. В работе К. «Хозяйство первобытных и полукультурных народов» (1927; есть рус. пер.), составляющей первый том его «Всеобщей истории хозяйства», собран богатый фактический материал, искусственно, однако, препарированный для обоснования его точки зрения, искажающей марксистское понимание доклассового общества, происхождения семьи, частной собственности, классов и государства.

Из работ К. по новой истории наиболее крупной является «Борьба классов и партий в Великой французской революции» (1912), характерная по резкой недооценке революционной инициативы плебейских масс во Французской бурж. революции конца 18 в.

КУНСТКАМЕРА (нем.)—собрание разных редкостей и место их хранения.

КУН СЯН-СИ,иначеКун Юн-чжи(р. 1881)— видный китайский политический деятель, член ЦК Гоминьдана и нанкинского правительства, крупный капиталист. Высшее образование получил в США (1901—07). По возвращении в Китай занимал ряд политико-административных и общественных постов. В 1922 был членом китайско-японской комиссии по урегулированию вопроса о пров. Шаньдун. После организации нанкинского пр-ва в 1928 — 31 — министр пром-сти; в 1932 — 33 — государствен-ныйсоветник. С июня 1933—пред. Центрального банка Китая. С ноября 1933—министр финансов и вице-председатель Исполнительной палаты. К.—владелец и участник (член правления) многих банковских и коммерческих предприятий, особенно в угольной и чугунной промышленности.

КУНТУШ — старинная польская и украинская мужская верхняя одежда в форме длинного кафтана с разрезными рукавами и со шнурами.

КУНЦЕВО—город, р. ц. (до 1927—село) МО, станция ж. д. в 11 км от Москвы, с к-рой имеется автобусное и ж.-д. сообщение; 40,6 т. ж. (1935). Крупная шерстяная ф-ка, ф-ка технических тканей н ряд др. пром. предприятий. МТС. Дачное место москвичей.

КУ'НШТЮК (нем.)—ловкая штука, проделка.

КУНЫ—в древней Руси деньги вообще н определенная денежная единица. Название «К.» производят от названия меховых шкур куниц.

В «Русской правде» (11—12 века) К. упоминаются наряду с другими денежными единицами. К. имели разную стоимость в разных княжествах и в разное время. Как денежная единица К. удержались до 16 века. Гривна к у н—см. Гривна.


КУО'ПИО—гл. гор. провинции К. в Финляндии, на оз. Каллавеси; пристань, имеющая выход в море через каналы и озера; ж.-д. станция на пути Гельсинки—Контиомеки; 24 т. ж. (1934). Машиностроение и лесопиление, торговля лесными и молочными товарами.

КУПАЛА, Янка (р. 1882)—псевдоним крупнейшего белорусского поэта Ивана Доменико-вича Луцевича. Отец К. был мелким арендатором. До 1901 Купала вел самостоятельное крестьянское х-во, затем работал чернорабочим, потом библиотекарем. В 1911—15 он—редактор белорусской газеты «Наша шва». В 1925 пр-во БССР присвоило К. звание народного поэта. Ныне К. является действительным членом Всеукраинской и Белорусской академий наук и членом ЦИК БССР. Начало литературной деятельности К. относится к 1905. Стихи этого периода призывали к национально-освободительной борьбе. В них было отражено настроение широких революционных масс крестьянства («Там», «Перед виселицей» и особенно стихотворение «А кто там идет по болотам и лесам»). Однако после спада революционной волны К., под властью настроений уныния и отчаяния («Осень»), постепенно отходит от революционно-демократических позиций, переходя на либерально-националистические. Доминирующими в творчестве К. становятся мотивы тоски, безысходности («Весна 1915», «Бессонная ночь», «Моя тень», «Сон на кургане» и др.). Эти настроения во время империалистской войны окрашиваются мистицизмом.


Пролетарскую революцию Купала встретил недружелюбно и долго находился в плену буржуазно-националистических настроений и взглядов. Со времени развернутого социалистического наступления, с разгромом в БССР буржуазных националистов в творчестве К. происходит перестройка. Настойчивой, упорной борьбой изживает К. националистич. настроения. Начало этой перестройки было ознаменовано такими произведениями, как «Сойдешь деревня с ясной яви», «Диктатура труда» и «Утопленник плывет по Висле». Особенно плодотворными для творчества К. были годы

1932—35. В эти годы К. была написана поэма

о колхозном строительстве «Над рекой Орессой» и ряд стихов, посвященных Красной армии («Провожала матка сына», «Сыновья», «Партизаны», «Хлопчик и летчик»). Большой мастер слова, К. в своем творчестве широко ис-цользует фольклорные мотивы, народно-поэтическую образность и лексику. Произведения К. отличаются безыскусственностью и глубокой лиричностью. В 1935 в Белоруссии было отпраздновано 30-летие литературной деятельности К.

КУПА'ЛО—древний народный праздник в т.н. Иванову ночь—на 24 июня (см. Иванов день). Зажигались костры, через которые прыгали, устраивались различные игры (иные из них древнего магическо-религиозного происхождения), гадания и купания. Иногда при этом носили, а потом сжигали или топили две куклы, мужскую и женскую, из которых первая



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.