137 МУЛЬТИПЛПКЛЦИЯ—МУНИЦИПАЛИЗАЦИЯ 182

МУМИЯ (араб.)—совершенно высохший труп, сухая пергаментовидная кожа к-рого крепко прилегает к костям. М. получаются и путем бальзамирования и естественным путем; там, где имеется постоянная высушивающая воздушная тяга, трупы подвергаются высыханию и превращаются в М. То же происходит, если труп помещается в сухую пористую почву. Обычай искусственного приготовления М, был широко распространен в древней Мексике, Перу и особенно в древнем Египте, где мумификации подвергались часто и тела умерших священных животных—кошек, крокодилов и др. Существуют различные способы приготовления М.; все они основаны на пропитывании частей Египет-трупа противогнилостными И благо- ская му-вонными веществами, препятствующи- МИЯ' ми гниению трупа и способствующими его высыханию.

МУМИЯ, железный сурик, крова-в и к—дешевая красная краска, получаемая из колчеданных огарков (отбросов при производстве серной кислоты) пли пз железного купороса. Широко применяется для окраски железных крыш, товарных вагонов и для др. малярных работ, для раскраски стеклянных и фарфоровых изделий, для шлифовки и полирования металлов, стекла и т. п.

'—■графический роман «Макс Хавелар» (1860), гнавшийся разоблачительным памфлетом против голландской администрации. Преданный гжоеральной буржуазией, обелившей палачей, .жкобы им оклеветанных, М. лишился службы г средств. Он сделался писателем, поставив раскрытие правды целью своих пестрых по фор-

- и темам произведений («Любовные письма»,

:561; «Идеи», 1862—77). По своим общественным взглядам М. был близок к анархизму, выделяются из его лит. наследия анализы нетской («История маленького Вальтера») и : циальной психологии («Царство миллионов»). На рус. яз.: Макс Хавелар, М.—Л., 1925; Рассказы, П., 1919.

МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ (лат. — умножение) — хин из видов простой трюковой киносъемки;

: ^медленно-расчлененная киносъемка, позволяющая наносить на пленку кадры с изображениями значительно раздельных по времени .сэментов движения, служащих для т. н. сложения, или синтеза, движений. Применяется М. как при трюковых съемках, производстве ышошаржей, срисованных от руки плакатов | г всевозможных «фантастических» картин, так г для научных исследований медленно совершающихся процессов, например: прорастание -рна, кристаллизация и т. п. В результате такие снимки, производимые часто автоматпче-ки включением передвигающих пленку механизмов, при пропуске на экране нормальным т --мпом и в увеличенном виде, дают исследователю и аудитории картину как бы синтезированных во времени явлений.

Различают три вида М.: плоскостная, плп графическая, макетно-объемная (с куклами и другими объемными предметами) и комбинн-:ованная (составленная из рисунка пли макета и съемки натуры).

Лит.: Зебер Г.,’Техника кпно-трюка, [М.], 1929;

К р е м е р Л., Производство звуковых рисованных ашльм в американских мультипликационных мастерских, М., 1934; Птушко А., Мультипликация фильмы, М.—Л., 1931.

МУЛЬЧИ’РОВАНИ Е—-покрытие междурядий при культуре с.-х. растений разными покровами: парафинированной бумагой (мульчей), завозом, соломенной резкой, опилками, торфом ж т. п. М. достигается: 1) понижение испаряемости влаги и повышение почвенной влажно-ти, 2) повышение темп-ры пахотного слоя на - —4’ (если мульча окрашена в черный цвет) жли понижение темп-ры (при белой или цвет-юи мульче), 3) уничтожение сорняков, 4) предохранение почвы от размывания и 5) усиление действия отравляющих газов при дезинсекции почвы от вредителей. М. можно с выгодой применять в наст, время только для высокоценных культур. М. производится машинным способом (специальными машинами) или вручную.

МУЛЯ'Ж (франц.)—слепок из гипса, алеба-лра, воска и т. п.

МУМИФИКАЦИЯ—высыхание трупа при отсутствии гниения, т. е. превращение его в мумию. Естественная М. встречается довольно ^асто, происходит в сухих местах (напр, пе--ках, сухих торфяниках), при чистом сухом -квозняке, в известковой пористой почве и т. п. -акая М. зависит исключительно от внешних физических физнко-химпч.) условий. Поэтому часто находят мумифицированных животных (крыс, мышей, кошек), а также и людей. Об использовании М. в целях культа см. Мощи и Мумия.



МУНДА, к о л а р ы — языковая группа народов, состоящих из многочисл. мелких племен, обитающих на юж. склонах Гималаев и плоскогорья Шота-Нагпур в Индостане. По своему распространению делятся на две ветви— гималайскую и шота-нагпурскую. М. представляют самый древний слой культуры Индостана, являясь примитивными собирателями и земледельцами .В древности .вероятно, весь Сев .-Вост. Индостан от Гималаев до Бенгальского залива был заселен М. Ныне М. живут отдельными раздробленными деревнями среди др. народностей, оттесняющих их в самые неблагоприятные местности. Постепенно их численность сокращается. В наст, время—ок. 3 млн. ч.

МУНДШТУК (нем.)—1) железный или сталь-I ной прибор для управления лошадью, действующий как рычаг и потому более строгий, чем обыкновенная уздечка. М. дает возможность I легко управлять лошадью одной левой рукой,

I вследствие чего правая рука освобождается для действия оружием. 2) Наконечник, вставляе-j мыв в трубку духовых муз. инструментов.

3) Часть чубука, папиросы и т. п., к-рую курильщик берет в рот.

МУНИ (Mooney), Том—деятель амер. рабочего движения, литейщик. Руководил многими стачками рабочпх-литейщиков в Сан-Франциско. В 1916 по ложному обвинению в том, что бросил бомбу во время демонстрации в Сан-Франциско, присужден к пожизненному заключению. М. находится до сих пор (1937) в заключении, хотя впоследствии невинность его была установлена. _3а его освобождение ведет-j ся широкая международная кампания.

М У Н И Ц И П АЛ И 3 АЦ И Я—переход предприятий и жилищ в собственность городского управления (см. Муниципалитет). Отдельные муниципальные предприятия имелись у городских коммун уже в феодальную эпоху (городские рынки, бойни). Интенсивное развитие М. связано с ростом пролетариата и его влияния. М, поддерживается также частью и мелкой город-



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.