195    МУСОРГСКИЯ—МУССИРОВАТЬ    196

Реалистические тенденции впервые получили яркое выражение в ряде песен М. на бытовые темы, преимущественно из крестьянской жизни («Калистрат», «Светик Савишна», «Колыбельная Еремушки», «Гопак» и др.), появившихся в середине 60-х гг. Здесь уже М. проявил себя как глубокий мастер психологических характеристик; он достиг яркой и живой обрисовки человеческих типов путем использования характерных разговорных и народно-песенных интонаций. Этот же принцип воспроизведения в вокальных партиях интонаций естественной речи лег в основу незаконченной оперы М. «Женитьба» (1868) на текст комедии Гоголя. Вершиной творчества М. является опера «Борис Годунов» по Пушкину (1868—69; вторая редакция 1871—72). И. преодолел в «Борисе Годунове» условность традиционных оперных форм и создал настоящую реалистическую музыкальную драму, основанную на сочетании глубоко правдивых и ярких психологических* характеристик, с сочной обрисовкой жанровых и массовых народных сцен. Следующим крупным произведением М. явилась народная музыкальная драма «Хованщина». По приемам музыкально-драматической выразительности «Хованщина» во многом близка «Борису Годунову». Но в ней бблыпую роль играет массовый, народный элемент; это сказывается в частности в широком использовании народно-песенного начала. Начатая в 1872, «Хованщина» не была закончена М., как и задуманная им в середине 70-х гг. комическая опера «Сорочинская ярмарка» по повести Гоголя. В работе над «Хованщиной» сказались симптомы творческого упадка М., связанного с глубокой личной трагедией художника, в обстановке кризиса общественного движения 70-х гг. («крушение демократических иллюзий»). Самый замысел «Хованщины» подвергся значительному видоизменению; в ней отразились настроения мистицизма и религиозного смирения. Подобными же мистическими и субъективно-упадочными настроениями проникнуто (в бблыней своей части) роман-совое творчество М. 70-х гг., особенно циклы песен на слова реакционно-дворянского поэта

А. Голенищева-Кутузова—«Без солнца» (1874) и «Песни и пляски смерти» (1875—77). В музыкальном языке этих циклов сказываются явно выраженные черты импрессионизма. Прежняя реалистическая сочность и выпуклость музыкальных характеристик Мусоргского уступает в них место смутным, неясным звуковым краскам.

Творчество М. почти всецело ограничено вокальными и музыкально-драматическими произведениями, что было обусловлено основными творческими установками М., стремлением создать «живого человека в живой музыке*. В этом отношении М. следовал принципам передовой эстетики 60-х гг. Так, Чернышевский утверждал, что «инструментальная музыка— подражание пению, его аккомпанемент или суррогат» и что «опера—полнейшая форма музыки как искусства». Чисто инструментальных произведений у М. немного; среди них самостоятельный интерес представляют лишь фортепианная сюита «Картинки с выставки» и симфоническая поэма «Ночь на Лысой горе», инструментованная Н. А. Римским-Корсаковым после смерти М.

Лит.: Мусоргский М., Письма и документы (собр. и обр. А. Н. Римский-Корсаков), М.—Л., 1932; М. П. Мусоргский. К 50-летию со дня смерти (1881— 1931), «Музыкальный современник». П., 1917, Л"» 5—6 (специально посвяшен Мусоргскому); Стас о в В.. Статьи о Мусоргском, Москва, 1922; Каратыгин В., Мусоргский, П., 1922; Глебов II. (Асафьев Б.); К восстановлению -Бориса Годунова» Мусоргского (Сборник статей), Москва, 1928; его же, Русская музыка, Москва — Ленинград, 1930; Келдыш Ю-, Романсовая лирика Мусоргского, Москва, 1933.

МУСС ABAT—тюркская буржуазная «демократическая* партия, возникшая в 1912 в Баку, проникнутая панисламизмом и пантюркизмом.

В июне 1917 М. объединилась с тюркской федералистской партией. В 1918 М. явилась главной контрреволюционной силой в Азербайджане, поднявшей восстание против Бакинской коммуны и призвавшей для борьбы с сов. властью турок, позже—англичан. Муссаватпстское пр-во вело жестокую борьбу с рабочим и крестьянским движением. С помощью тюркской большевистской организации гГуммет* бакинские большевики разоблачили контрреволюционную сущность политики М. и добились решающих успехов в деле высвобождения тюркских масс из-под влияния М. В апреле 1920 муссаватпстское пр-во было свергнуто. После советизации Азербайджана М. потеряла свое влияние. Все попытки организации антисоветских восстаний терпели полный провал. В настоящее время остатки этой контрреволюционной партии сомкнулись с троцкистско-бухаринскими бандитами для совместной вредительско-шпионской деятельности.    ,

МУССИНА'К (Moussinac), Леон (р. 1888)—I современный французский писатель, сотрудник I коммунистической газеты «Юманнте», теоретик-1 новатор в области театра и кино, основатель те-1 атра «Революционное действие* и один из осно-1 вателей кинематографического об-ва «Аван-1 гард». Содействовал постановке во Франции I советских пьес («Бронепоезд») и демонстрации! советских фильмов («Броненосец Потемкин»,! «Мать* и др.). Один из основателей фран-1 цузского Общества друзей советской России. I Автор романов «Очертя голову» (1931) и «За-| прещенная демонстрация». Секретарь француз-1 ской секции Международного общества револю-1 ционных писателей.

МУССИ'РОВ АТЬ (франц.—взбивать пену)—I раздувать значение какого-нибудь факта, слу-1 ха и т. п.

МУССОЛИ'НИ (Mussolini), Бенито (р. 1883)1 [«дуче» (вождь), как называют М. его приспеш-| ники]—глава итал. фашизма. С 1922—глава! шал. правительства, фактический диктатор! Италии. В прошлом социалист. М. проделал! типичную карьеру ренегата. По профессии! учитель, М. в 1901 примкнул к социалистам.! В 1908 работал в органе социалистов-ирреден-1 тистов (см. Ирредента) «Попбло» (Народ), в| котором проявились его шовинистические тен-1 денции. С 1912 М.—редактор социалистической! го органа «Аванти» (Вперед). В годы Мировой! войны М. порвал с итальянской социалистиче-! ской партией, открыто перешел на службу! буржуазии и основал на деньги французской и' итальянской буржуазии газету «Пополо! д’Италия» (Народ Италии), на страницах kotcJ рой проповедывал вмешательство Италии я войну на стороне Антанты (15/XI 1914). Эт* газета стала орудием против социалистов, я после Октябрьской социалистической револк-1 ции в России—против коммунистов. В март* 1919 М. организовал вооружённые фашистские банды (см. Фашизм), которые были прямым opy-J днем финансового капитала. При поддержке властей он организовал карательные экспеда!








Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.