327    НАТРОННАЯ ИЗВЕСТЬ—НАТУРАЛЬНЫЙ ОБМЕН    328

остановки легочных кровотечений. Применяется также для лечения катаральных состояний различных слизистых оболочек: бронхов, желудочно-кишечного тракта, женских половых органов.

НАТРОННАЯ ИЗВЕСТЬ—тонкая смесь едкого натра и извести (в виде зерен). Получается гашением извести (2 ч.) раствором едкого натра (1 ч.). Употребляется как поглотитель углекислоты и водяных паров.

НАТУРА (лат.)—1) природа, естество. 2) Основные свойства предмета. 3) Прирожденный темперамент или характер человека. 4) Модель (натурщик), позирующая художнику. 5) Продукт или труд (а не деньги) в выражении: плата натурой, налог натурой и т. д. Н а т у -рал ьн ы й — природный, естественный.

НАТУРАЛИЗАЦИЯ—прием иностранца в гражданство (или подданство) данного гос-ва.

НАТУРАЛИЗМ (от лат. «натура»)—направление в художественной литературе п искусстве, ставящее себе целью фотографически точное изображение действительности. В отличие от реализма, который стремится вскрыть и обобщить глубокие связи и социальные отношения жизни, натурализм не может подняться над эмпиризмом, не может осмыслить жизнь, оставаясь, как правило, в плену изображаемого. Н. не может отделить существенное от несущественного, нагромождает детали, не умея вскрыть в них более глубокое содержание. Н. видит подлинную природу вещей в их внешних формах, в их бытовых, физиологических проявлениях. Нек-рые натуралистич. произведения изобилуют естественно-научным материалом и зачастую грубо физиологическими подробностями.

В последней трети 19 в. Н. получил значит, распространение, явившись симптомом упадка бурж. реализма. Выступило целое литературное направление во главе с Золя, к-рый теоретически формулировал принципы натурализма (кн. «Экспериментальный роман»); физиологическую и бытовую «натуру» своих героев он положил в основу их изображения. Однако Золя как большой художник в своем творчестве постоянно входил в противоречие с принципами н.

В России натурализм не нашел сколько-нибудь значительного распространения. Натуралистические тенденции сказались в произведениях П. Боборыкина и некоторых других писателей.

Советская лит-ра на путях к овладению социалистич. реализмом заметно изживает в себе тенденции Н., проявившиеся у нек-рых писателей. Простота и народность—таков лозунг сов. лит-ры. Искусство и лит-ра должны жить идеями эпохи, интересами народных масс. Н. и формализм—явления, враждебные сущности социалистич. реализма. Поэтому борьба против формализма и Н. является необходимым условием правильного развития сов. литературы.

В изобразительных искусствах Н.—направление, к-рое стремится к наиболее точному изображению природы и человека; отличается от реализма стремлением к фото-графич. точности изображения, подменяя подлинное искусство плоским подражательством. Это приводит как к снижению идейной ценности (к ложному «объективизму»), так и к снижению мастерства, к-рое заменяется простым «уменьем» ремесла.

НАТУРАЛИ'СТ (от лат. «натура»)—1) ученый, занимающийся изучением природы, естествоиспытатель, пренмущ. зоолог и ботаник. 2) В литературе и искусстве—последователь натурализма.

НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО—х-во, производящее продукты только для удовлетворения потребностей своих членов, а не для обмена, и осуществляющее производство на техническом разделении труда, к-рое обычно является очень ограниченным. Нат\тральным являлось в значит. степени феодальное х-во средневековья (см. Феодализм). С развитием обмена Н. х. начинает постепенно отмирать и заменяться товарным хозяйством. Однако в отсталых странах крестьянское с. х-во носит до сих пор полунатуральный характер.

НАТУРАЛЬНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ (лгуз.) — математически точные интервалы, образующиеся между обертонами в т. н. натуральном звукоряде (см. Л ад). Н. и. в большинстве случаев не совпадают по величине с интервалами, образующимися в темперированном строе (строй с’ равными полутонами), применяющемся в музыке начиная с 18 в. Попытки конструирования инструментов на чистом (математически точном) строе с его Н. и. к практическим результатам пока не привели.

‘ НАТУРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ —налоги, взимаемые натурой, т. е. теми продуктами, которые облагаемый субъект добывает или производит (хлебом, мехами, живностью). В древности— это обычная форма обложения; но благодаря громоздкости и дороговизне взимания Н. н. с развитием денежного обмена быстро заменяются налогами денежными и исчезают почти повсюду. Сов. власти для обеспечения подво- I за на фронты и спасения рабочего класса от I голода пришлось прибегнуть к Н. н. в годы военного коммунизма и в первые годы нэпа. Со I времени восстановления с. х-ва и промышлен- I ностп нужда в Н. н. в СССР миновала, и они отменены в 1924.

НАТУРАЛЬНЫЙ ДОХОД — свойственен нашу- I ралъному хозяйству, где все, что производится I и добывается в х-ве, остается в нем, не обращаясь в денежную форму. С развитием обмена I все большая часть добытых хозяйством мате- I риальных ценностей обращается в деньги, I и Н. д. переходит в денежный; однако даже в об-ве с очень развитым обменом (капитали-1 стическом) Н. д. не утрачивает окончательно] своего значения, напр, для полунатуральных I крестьянских х-в. В СССР натуральная форма I дохода частично имеет место в колхозном х-ве I (оплата трудодней колхозников сельскохозяйственной продукцией}.

НАТУРАЛЬНЫЙ ЛОГАРИФМ—логарифм, основанием к-рого служит число е =2,71828...; I см. Логарифм.

НАТУРАЛЬНЫЙ ОБМЕН—непосредственный обмен продуктами, который совершается без] участия денег. Н. о. представляет первона-1 чальную форму обмена. В обмен вступали ме- I жду собой не отдельные лица, а самостоятельные общины, и лишь постепенно обмен уста-1 навливается и внутри общины. Самый об-1 мен и пропорции, в которых предметы обме-1 нивались, являлись первоначально случайны-] ми, но постепенно, когда часть продуктов ста-1 ла производиться исключительно для обме-1 на, они начали носить более регулярный ха-| рактер. С появлением денег обмен во все боль-1 шей степени утрачивает натуральный характер.




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.