329    НАТУРАЛЬНЫЙ РЯД ЧЙСЕЛ—НАТУРФИЛОСОФИЯ    330

НАТУРАЛЬНЫЙ РЯД ЧИСЕЛ—ряд целых положительных чисел: 1, 2, 3, 4 и т. д.

НАТУРФИЛОСОФИЯ, или философия природ ы—в истории буржуазной классической философии рассматривалась как самостоятельная философская наука, ставящая своей целью дать законченную систему знаний о природе.

Представители античной философии, особенно начального периода ее развития, когда наука не была еще отделена от философии, пытались дать обшую картину природы как целого (ионийские натурфилософы—Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит; атомисты—Левкипп, Демокрит, Эпикур). Энгельс указывал, что «так как греки еще не дошли до расчленения, до анализа природы, то она у них рассматривается еще в общем как одно целое. Всеобщая связь явлений в мире не доказывается в подробностях: для греков она является результатом непосредственного созерцания* (Старое предисловие к «Анти-Дюрингу», в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. XIV, стр. 340). В общих философских высказываниях древнегреческих мыслителеп на тему о строении и развитии космоса фантастика перемежалась с гениальными научными предвосхищениями позднейших открытий.

В 16—18 вв. быстро развивающееся естествознание приступило к детальному научному анализу природы, к изучению частностей. «Разложение природы на отдельные ее части, разделение различных явлений и предметов в природе на определенные классы, анатомическое исследование разнообразного внутреннего строения органических тел,—все это было основой тех исполинских успехов, которыми ознаменовалось развитие естествознания в последние четыре столетия» (Энгельс, Анти-Дюринг, там же, стр. ■ 21). Однако именно при этом способе исследования, к-рый был необходим в первый период развития естествознания, предметы и явления изучались в их обособленности вне их общей связи и в силу этого не в движении, а в неподвижном состоянии. Есте-Л'вознание в этот метафизический период своего развития не в состоянии было охватить приводу в ее общих связях и опосредсгвованиях, дать картину развитая природы как связного целого.

В 18 и нач. 19 вв. ряд естественно-научных открытий (космогоническая теория Канта'—Лапласа учение о развитии Каспара, Фр. Вольта и т. д.) наносит удар метафизическому мировоззрению. В естественно-научных работах Канта впервые выдвигается идея развития в природе, впервые совершается попытка диалектически связать разобщенные области есте-тгвознания. Но уровень накопленных фактических знаний не дает еще достаточной основы хля вскрытия диалектических связей между различными областями природы. Натурфилсь : фские идеалистические системы Шеллинга и г го последователей (Окен, Стеффене, Карус, Тревпранус и др.—в Германии, Веллаиский—

2 России) пытались дать картину развития грироды, заменяя еще неизвестные тогда дей-:_вительные связи явлений идеальными фантастическими связями, восполняя недостающие езкты поэтическими вымыслами. Однако натурфилософия Шеллинга и его последователей : держала и гениальные мысли, предвосхищавшие ряд блестящих открытий естествознания

в. (напр, идея развития, сохранения и превращения энергии, учение о клетке, о протоплазме и т. д.). С этим натурфилософским направлением были связаны замечательные обобщения Гёте, Жоффруа Сент-Илера и Ламарка во Франции, Эразма Дарвина в Англии. Надо отметить, что ряд крупнейших естествоиспытателей 19 в. (Роберт Майер, Эрстед, Либих и др.) находился в определенный период под влиянием тех или иных направлений немецкой классической философии. Но, разумеется, старая Н., «как бы много она ни содержала в себе действительно хорошего и плодотворного» (Энгельс, Анти-Дюринг, там же, стр. 9), оказалась совершенно несостоятельной перед лицом требования дать «диалектическое и вместе с тем материалистическое понимание природы* (там же, стр. 8). Так, натурфилософия Гегеля, завершившего развитие классической немецкой идеалистической философии, не признавала действительного развития за природой, перенося его в сферу понятия, в сферу мысли. Н. Гегеля как часть его идеалистической системы, хотя и содержала ряд ценных моментов (напр, попытку рациональной классификации естествознания), представляла собой даже шаг назад по сравнению с Н. Канта. Энгельс по поводу классической немецкой Н. писал: «В ней много нелепостей и сумасбродства, однако не больше, чем в современных не-философских теориях эмпирических естествоиспытателей; а рядом с этим она содержит и много серьезного и разумного, как это стали признавать со времени распространения теории развития... Отношение натурфилософов к сознательно диалектическому естествознанию такое же, как и отношение утопистов к современному коммунизму* (Энгельс, Анти-Дюринг, Предисловие ко

2 изд., там же, стр. 9 и 10, см. Подстрочное примечание).

После того как крупнейшие открытия в области естествознания (открытие клетки, открытие превращения энергии, теория развития организмов Дарвина -и др.) дали возможность вскрыть не только ту связь, которая существует между явлениями природы в отдельных ее областях, но также и ту, к-рая объединяет эти отдельные области, т. е. позволили составить довольно систематическое изображение природы как одного связного, целого, отпала необходимость в какой-либо Н. «Теперь же, когда нам достаточно взглянуть на результаты изучения природы диалектически, т. е. с точки зрения их собственной взаимной связи, чтобы составить удовлетворительную для нашего времени „систему природы“, и когда сознание диалектического характера этой связи насильно проникает даже в метафизические головы естествоиспытателей,—теперь натурфилософия погребена навеки. Всякая попытка откопать ее не только была бы излишней, но означала бы шаг назад* (Энгельс, Людвиг Фейербах, там же, стр. 666).

Попытки воскресить Н. в конце 19 и начале

20 вв. (Оствальд, Авенариус, Дриш и др.) носят резко выраженный реакционный, антинаучный характер. Но если эти философствующие естествоиспытатели, делая реакционные философские обобщения, давали все же ценный материал в конкретных естественно-научных работах, то идеологи современного фашистского мракобесия пронизывают реакционными мистическими построениями конкретные области знания, создавая систему фальсификации науки (Икскюль, Шпанн, Шпенглер и др.). Так же




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.