379 НЕГРСКОЕ ПРОСО—НЕДОП МКИ 350

на плантациях в качестве батраков, положение к-рых мало отличается от рабства.

Другой страной, где в широких размерах применялся рабский труд Н., явилась Гвиана. Здесь при помощи непосильного рабского труда Н. голландскому, английскому и отчасти французскому капиталу удалось построить колониальное плантационное х-во в чрезвычайно неблагоприятных климатич. условиях. Н. массами бежали в леса, где образовали охотничье и полуразбойничье население «лесных негров», поддерживавших восстания рабов. Борьба Н. в Гвиане принимала зачастую чрезвычайно острый характер. Освобождены были Н. от рабства в Брит. Гвиане в 1834, Франц. Гвиане—в 1848, Голландской Гвиане—в 1863 (с 10-летней отработкой). Значительная часть их осталась в рабских условиях труда, что вызвало бурную стачку Н. в 1842 в Брит. Гвиане вскоре после их освобождения. Англичане стараются заменить рабочих-Н., в среде которых растет классовое самосознание, эмигрантамн-индусами. В борьбе с Н. англичане и голландцы использовали индейцев, соединявшихся, однако, часто с Н. На реках Гвианы из беглых рабов, индейских рыбаков и белого люмпен-пролетариата образовалось смешанное речное население—бовиандеров.

Н. в Вест-Индии. Вест-Индия, где- индейцы подверглись массовому истреблению в самом начале завоевания, явилась одним из главных рынков негроторговли. На Кубе рабство Н. было уничтожено лишь в 1880—86. На Гаити рабское население, в 20 раз превышавшее численность белых, подняло в период Франц. революции конца 18 в. восстание под предводительством Туссен-Л увертюра. Плантаторы были вытеснены или перебиты. В результате борьбы с 1791 до 1804 Н. освободились, распределили между собой помещичьи земли, обработанные их трудом, и образовали самостоятельное гос-во. Исход борьбы Н. на Гаити послужил могучим толчком к возникновению среди севе-ро-американских рабов-негров движения за освобождение.

Европ. и амер. капитал мало-по-малу, однако, установил на Гаити свое господство. В 1915, в период Мировой войны, Гаити было проглочено сев.-амер. империализмом, оставившим негритянскому государству лишь призрачную независимость.

Движение негритянских масс в Африке и Америке в последние годы является революц. движением. Лозунги Коминтерна о равноправии и самоопределении Н. мобилизуют негритянские массы для революц. разрешения негритянского вопроса.

НЕГРСКОЕ ПРОСО, дохан, духн, Реп-твеШт атепсапит—злак. В тропических и субтропич. областях Африки разводится как основное культурное хлебное растение. Очень засухоустойчиво.

НЕТУС—императорский титул в Абиссинии, собственно негуса-нагас т—царь царей.

НЕДВИЖИМОСТЬ—юридич. наименование земельных участков и связанных с ними строений и насаждений. Н. признаются также права на земельные участки, как-то: залоговое и т. н. сервитуты. Хозяйственное значение Н. отразилось в большинстве бурж. законодательств особым порядком оформления совершаемых сделок (см. Крепостные акты, Ипотека). Советское законодательство в области гражданского права, в связи с отменой частной собственности на землю, упразднило деление иму-ществ на движимость и Н. (ГК РСФСР, примеч. к ст. 21 и соответств. статьи ГК др. союзных республик).

НЕДЕЛЯ—единица счета времени. В наст, время во всем мире, кроме СССР, принята семидневная Н. с шестью рабочими и одним праздничным днями. Установление именно семидневной Н. объясняется укоренившейся традицией, имеющей корни в суевериях и астрологии глубокой древности. В древности было известно семь планет (Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн), поэтому число «семь* стало священным,'и по именам планет названы 7 дней Н. Зги названия до сего времени сохранились в нек-рых европейских языках (немецком, французском, английском). Отсюда п счет времени по семидневным неделям, перешедший от вавилонян к другим народам и принятый еврейским и христианским богословием как установленный богом (легенда

о создании мира в семь дней). Во время Французской бурж. революции конца 18 в. была сделана попытка рационализировать счет времени и перейти от семидневной Н. к декадам (десятидневкам), но она не привилась. В СССР существуют: в деревне—семидневная Н., на большинстве фабрик и заводов—шестидневка с разными выходными днями и, наконец, в учреждениях—шестидневка с общим выходным днем.

«НЕДЕЛЯ»—еженедельная политпч. и литературная газета, выходила в Петербурге с 1866 по 1901. В 1867—93 редактором-издателем ее был П. А. Гайдебуров. В 80-е гг. «Н.* являлась органом правого, т. н. консервативного народничества, проповедывала «постепенство*, мелкое «культурничество» и «малые дела», совершенно отказываясь от борьбы с самодержавием.

НЕДЖД—в собственном смысле окруженное пустыней и перерезанное долинами плоскогорье в Центр. Аравии (ср. выс. до 900 м), населенное ваххабитами. До Мировой войны сначала независимое арабское княжество, потом султанат под англ. протекторатом. После войны с Геджасом (1924—25)—составная часть королевства Геджас-Неджда, переименованного в

1932 в арабское гос-во Саудия, в к-ром Н. играет роль политически доминирующей области. Н. в составе Саудии, не имея представительных учреждений, управляется самим королем Ибн-Саудом, к-рый время от времени созывает на совещание большие конгрессы представителей феодалов и племен.

НЕДЗЯЛКОВСКИЙ (К 1ебг1а 1ко¥га1п), Мечислав (р. 1893)—польский политич. деятель, один из руководителей ППС, редактор ЦО ППС «Роботннк», участник конгрессов послевоенного 2 Интернационала. По отношению к явно реакционной головке руководства ППС Н. пытается играть роль «центра», прибегая часто к «левой» фразеологии. Н.—решительный противник единого фронта. В редактируемой им газете Н. ведет клеветнические кампании против СССР. Н.—автор «теоретических» работ пошло-ревизионистского эклектического типа.

НЕДОИМКИ—невнесенные в срок платежи по государственным и местным налогам, обязательному окладному страхованию, обязательным натуральным поставкам и штрафам. По постановлению ЦИК и СНК СССР от ИДУ 1937 изъятие имущества колхозов, кустарно-промысловых артелей и отдельных граждан для покрытия их Н. может быть произведено лишь по решению народного суда.





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.