399    ИЕМАТОДЫ—НЕЫЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА

объявившим H., начиная от гор. Гродно, интернациональной рекой. Прибрежные гос-ва обязаны обеспечить свободу плавания по H., транзита товаров и пассажиров для всех стран независимо от их договорных отношений с этими гос-вами. На деле транзит товаров по H., включая транзитный сплав леса, не осуществляется в виду отсутствия торговых и дппло-матич. отношений между Литвой и Польшей в силу литовско-польского конфликта пз-за Виленщины.

На Среднем Немане летом и осенью 1920 происходили упорные бон с белополякамп при наступлении и отступлении Красной армии.

НЕМАТО'ДЫ, Nematodes—класс круглых червей', живут б. ч. паразитно (см. Глисты).

НЕМАТОЦИ'СТЫ—см. Стрекательные органы.

НЕМЕЗИ'ДА —по верованиям древних греков, богиня возмездия, карающая за преступления. В переносном смысле—возмездие.

НЕМ ЕЙСКИЕ ИГРЫ—-обще греческие празднества в древности, устраивавшиеся каждые два года в Немейской долине, где находился храм Зевса. Состояли из гимнастических, музыкальных состязаний, бега и других игр.

НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ—все полезные ископаемые, кроме руд металлов, редких элементов и энергетического сырья (уголь, нефть и др.), например минеральное сырье, стройматериалы, соли, сера, фосфорит и др.

НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА. О ранних, не дошедших до нас проявлениях литературы древних германцев (песни в честь богов, военные песни и т. п.) сообщает римский историк Тацит (1 в.). Одним из древнейших известных нам памятников Н. л. может считаться записанная в 9 в. «Песнь о Гильдебранде*. Христианская церковь, к-рая приобрела особенно ко времени Карла Великого (конец 8—нач. 9 вв.) большое влияние в среде германцев, дата литературному творчеству новое направление, открывая эпоху господства религиозно-христианских тем (гимны, псалмы, переложения Евангелия и др.). Церковный латинский язык в значительной мере вытесняя германский.

В 12—13 вв. расцвет светской рыцарской поэзии, находившейся под сильным влиянием французской и провансальской культуры, связан с творчеством ряда замечательных поэтов, представителей т. н. куртуазного, придворного стиля, авторов рыцарских романов в стихах [Гартман фон Ауэ, Готфрид Страсбургский (автор «Тристана»), Вольфрам фон Эшенбах (рыцарский роман «Парсифаль»), лирик-мин-незингер Вальтер фон дер Фогельвейде]. Они поспевали рыцарские доблести, честь и любовь. К этому же периоду относятся знаменитые поэмы «Песнь о Нибелунгах* и «Гудруна», в основу к-рых положены древнегерманские героические сказания.

Рост городской (бюргерской) культуры (16 в.) оттеснил на второй план феодальную поэзию, к-рая начала приходить в упадок. Руководящую роль в Н. л. начали играть писатели-гуманисты (Рейхлин, Ульрих фон Гуттен, Себастиан Брант, Целтес, Агрикола и др.) и поэты-мейстерзингеры, крупнейшим из которых был Ганс Сакс.

Реформация, потрясшая до основания жизнь страны, не могла не оказать влияния на литературу. Наряду с протестантскими песнопениями (хоралы Лютера) и Лютеровым переводом Библии получили широкое распространение памфлеты, направленные либо против римской церкви и папства (Ульрих фон Гуттен) либо, наоборот, против реформационног:■ движения (Мурнер), п общественная сатира (Фншарт). Со времени Лютера верхненемецкий язык становится общенемепкпм литературным языком.

17 век, открывшийся опустошительной Тридцатилетней войной, к-рая подорвала благосостояние страны, ознаменован кризисом бюргерской культуры, идейным упадком лит-ры. Писатели бюргерства этого века (автор романа «Симплтшссимус* Гриммельсгаузен, драматург Грифиус и др.) настроены подавленно; мир им кажется юдолью страданий, в то время как писатели дворянства погружены в культ наслаждений, подражая итальянским и франц. образцам. В 18 веке в Н. л. после длительной борьбы с дворянской литературой и придворным классицизмом (школа Гсгппеда) побеждает литература Просвещения. Первые представители этой новой бюргерской литературы—автор «Од» и поэмы «Мессиада» К лоти ток и Внланд. Величайшие писатели 18 в.—Лессинг, Гердер, Гёте и Шиллер—поднимают Н. л. на высоту мировой литературы. Конец 18 в. идет под знаком литературного господства Гёте н Шиллера, к-рые сперва возглавляют движение, известное под названием »Бури и натиска», в дальнейшем же становятся вождями классического направления, проповедуя, вместе с Винкельма-ном, Вильгельмом Гумбольдтом, возврат к заветам древнегреч. искусства. Продолжателем шиллеровской драмы бьлл Клейст в первый период своего творчества. Реакция различных классов немецкого общества против философии Просвещения, Франц. бурж. революции и растущего капитализма выступает под знаменем романтизма. Представителями течений переходного периода от классицизма к романтизму были Гёльдерлин и Жан Поль Рихтер. Романтики (Новалис, братья Шлегель, Тик, Гофман и др.) в своих художественных произведениях (Новалис, Тик), а также в теоретических работах (братья Шлегель) идеализировали средневековье или, как, напр., Гофман, изображали созданную в воображении фантастическую действительность.

Во время реакции, наступившей в Европе после падения Наполеона и торжества Священного союза, творчество последних представителей романтизма (особенно в стране мет-терниховской реакции—Австрии) приобретает отпечаток глубочайшего пессимизма (драматург Грильпарцер, поэт Ленау). На обществ, подъем Н. л. 30-х гг. оказала влияние Июльская революция во Франции (1830). Но передовое литературное движение умеренно-либеральной буржуазии—Молодая Германия (Лаубе, Гуц-ков и др.)—носит печать раздвоенности и компромисса. Только творчество Г. Гейне, несмотря на внутренние противоречия, является подлинно революционным. В предреволюционное десятилетие 40-х гг. литературная деятельность Гервега, Фрейлиграта и поэта Союза коммунистов Г. Веерта подняла революционную поэзию Германии на высокую ступень. Среди революционных писателей этого времени выделяется безвременно умерший драматург Г. Бюхнер. Компромисс нем. бюргерства после поражения революции 1848 и последовавшая реакция получили свое отражение в творчестве крупного драматурга Фридриха Геббеля. Созвучным ему является творчество Отто Людвига.




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.