403    НЕМЕЦКАЯ МУЗЫКА    404

ской музыкальной культуры. Появляются кадры служилых (городских) музыкантов-инстру-менталистов: скрипачей, флейтистов, трубачей и др. Бесправные, гонимые церковью и законом, шпильманы оседают в городах, объединяясь в цеховые корпорации под покровительством (средство самозащиты) курфюрстов. Первой такой цеховой шпильманской корпорацией было «братство св. Николая», основанное в Вене в 1288.

В 14 в. начинается своеобразный и яркий расцвет нар. песни. Появляются первые обработки и многоголосные арранжировки нар. песен. В середине 15 в. выходит ценнейший «Лохаймский песенник» («Lochhaimer Liederbuch»), Искусство миннезингеров (миннезанг), пришедшее к концу 14 в. в упадок, усваивается городскими ремесленными корпорациями, создающими свои певческие школы со строго выработанными уставами и правилами (табулатура) муз .-поэтического творчества. На протяжении 14—16 вв. Майнц, Нюрнберг, Страсбург, Мюнхен, Франкфурт являются центрами мейстерзанга —- музыкально-поэтического искусства немецкого ремесленного бюргерства.

В 15—16 вв. Н. м. испытывает сильнейшее влияние полифонического искусства фламандских школ. С конца 15 века ряд нем. композиторов, выучеников фламандских мастеров—Г. II з а а к (ок. 1450—517), Л. Зенфль (1492—555), П. Гофгаймер (1459—539) и др.—создает нем. полифоническую школу. Они широко используют в своем творчестве народную песню, достигшую своего высшего расцвета в эпоху Реформации, когда простые, суровые напевы крестьянских песен легли в основу «пропитанного чувством победы» лютеровского хорала, ставшего «марсельезой 16 века» (Энгельс). Наряду с развитием многоголосной лирики начинается творческая работа и в области инструментальной музыки (орган, клавесин, лютня и др.). Сначала это—примитивные, наивно разукрашенные инструментальные переложения песен, но уже в 16 в. появляются сборники довольно развитых танцовальных пьес, образующих циклическую форму старинной инструментальной сюиты, получившей широкое распространение в 17 в. [Лео Г а с л е р (1564— 1612), М. Франк (1573—639), И. Шейн (1586—630), С. Шейдт (1587—654) и др.].

Крупнейший нем. композитор 17 в. Генрих Шютц (1585 — 672), ученик Дж. Габриэли, перенес на родную почву первые достижения итал. оперы. Блестящий мастер диалога, прекрасно усвоивший технику итальянского речитативного стиля и колористическое инструментатьное письмо венецианцев, он много работал и в области музыкально-драматического жанра оратории, подготовив почву гениальному Баху. Трид цатилетняя война (1618— 1648) прервала интенсивное развитие немецкой музыки, вызвав упадок культурной жизни в Германии, за исключением оказавшегося в стороне от бедствий войны «вольного города» Гамбурга, где в 1678 местное бюргерство основато свою оперу, довольно быстро расцветшую (здесь работали Гендель, Кейзер, Телеман, Куссер, Гра-упнер, Маттесон и др.). Однако отсутствие подлинной художественной культуры, грубость вкусов и нравов гамбургской буржуазии определили столь же быстрый упадок этой оперы (начало 18 в.), превратившейся в ярмарочнобалаганный театр.

Первая половина 18 в. выдвигает двух величайших гениев—И. С. Баха и аклиматизиро-вавшегося в Англии Г. Ф. Генделя, в творчестве к-рых нашло свое завершение трехвековое развитие Н. м. во всем многообразии ее форм и жанров. Огромную роль в истории музыки (и не только немецкой) сыграл Бах—проникновенный музыкант-философ, гениальный «лирик контрапункта», непревзойденный виртуоз органного искусства (его предшественники—знаменитые органисты: Б у к -стегуде, Рейнкен, Фробергер, Пахельбель, Керль и др.), синтезировавший в своем творчестве величайшие достижения немецких, французских и итатьянскпх мастеров. Инструментатизм Баха явился необходимой основой развития классического симфониз-м а Гайдна, Моцарта и особенно Бетховена, воплотившего в грандиозных философских концепциях своих симфоний героический пафос Французской буржуазной революции конца 18 века.

Развитие классического симфонизма было в значит, мере подготовлено пышным расцветом инструментальной музыки 18 в. Немаловажную роль здесь сыграла т. н. Маннгепмская школа, впервые ширю ко использовавшая и развившая музыкально-динамические средства выразительности (см. Динамика) и разработавшая основы соврем, инс-трументовки. Глава этой школы И. А. Стами ц был непосредственным предшественником Гайдна и Моцарта. Последний является крупнейшим представителем Н. м. 18 в. и в области оперы (испытывавшей еще сильно влияние итальянской школы), еслп не считать ее знаменитого преобразователя X. В. Глюка, важнейший перпод творческой деятельности к-рого прошел в Париже.

С первой четверти 19 в. Германия становится центром муз. романтизма, выдвинувшего ряд крупных художников. В раннем периоде—это К. М. Вебер, создатель нем. национальной романтич. оперы, оказавший огромное влияние на ее дальнейшее развитие вплоть до Р. Вагнера, и Ф. Шуберт—гениальный художник в области камерных жанров инструментальной и вокальной (песня) лирики. В период «зрелого романтизма» эта линия интимной эмоционально-выразительной лирики получает чрезвычайно яркое развитие в творчестве Р. Шумана, Ф. Листа, Г. Вольфа и отчасти И. Брамса и Ф. Мендельсона. Субъективно-лирическое, философски-созерцательное содержание романтич. искусства определило новые формы симфонизма, проделавшего сложный путь развития от песенно-лирических немецких симфоний Шуберта—Шумана через классическую романтику Мендельсона (и отчасти Брамса) к программно-философским симфоническим поэмам Листа и, наконец, Рихарда Штрауса. Последними крупными симфонистами Н. м. были Брукнер и Малер.

В 20 в., особенно в послевоенный период, обозначился упадок Н. м., обусловленный глубоким идейным кризисом бурж. искусства, бесплодно искавшего выхода из творческого тупика в экспрессионистских опытах создания «нового языка» (Шенберг и его школа; см. также Экспрессионизм в музыке). В соврем, фашистской Германии Н. м. окончательно выродилась в казенное «ура-патриотическое* сочинительство официальных композиторов, пытающихся создать «нац. искусство чистой расы»; раряду с этим озверелые фашистские за-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.