m    НЕМЕЦКАЯ ШВЕПЦАРПЯ—НЕМЕЦКОЕ ИСКУССТВО    406

сравилы уничтожают великие образцы подлинной муз. культуры. Лучшие талантливые представители современной Н. м. эмигрировали из Германии; из них ряд передовых художников примкнул к народному фронту и успешно работает над новыми музыкальными произведениями, проникнутыми духом антифашистской борьбы.

НЕМЕЦКАЯ ШВЕЙЦАРИЯ—часть Швейцарии, преимущественно на С.-В. от Интерлакена, в которой преобладающим языком является немецкий.

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК—один из германских языков. Термин «Н. я.» обнимает: 1) нпжнене-мецкийяз. (Plattdeutsch), потомок древнесаксонского яз. (памятники с 9 в.), в Сев. Германии ;2)верхненемепкий (Hochdeutsch), называющийся с 8 в. по 12 в. древний, с 12 в. до Реформации (16 в.)—средним, а далее—новым, и 3) переходные франкские диалекты (на Рейне). Нововерхненемецкпи язык, получив письменную обработку в канцеляриях Саксонского курфюршества, стал литературным яз. всех немцев в Германии и вне ее; первый памятник ■его — перевод Библии Лютера. В узком смысле под Н. я. понимают именно этот литературный верхненемецкий язык. Немецкий язык, как и другие германские языки, в своем словарном составе, в грамматическом строе п фонетике испытал глубокое воздействие финно-угорских языков.

Лит.: Энгельс Ф., Франкский диалект, [М.], 1935.

НЕМЕЦКОЕ ИСКУССТВО. В искусстве германских племен периода Великого переселения народов, представленном орнаментом п предметами художественного ремесла, намечаются два течения: 1) северо-германское, где линейная плетенка орнамента сочетается со стилизованными фигурами животных, и 2) южно-гер-иянское (готы, лангобарды), развившееся под лвным воздействием Востока (Ирана).

Процесс феодализации гос-ва и организация перквп обусловили развитие средневекового Н. и. Время Карла Великого характеризуется попыткой создать архитектуру на основе симских и византийских традиции (в Аахе-ае строится пентрически-купольная капелла). Те же влияния сказываются и в каролингской миниатюре, резьбе на кости и пр.

Романское искусство (см. Романский стиль) :хватывает в Германии время с 10 в. по 13 в. Ряд монументальных церковных сооружений знаменует собой торжество идеологии феодально-церковного строя—соборы в Майнце, Шпейере, Вормсе (11—12 вв.), дворец в Госларе и др. памятники (с нач. 11 в.). Церкви украшаются :тенописью (Рейхенау, Брауншвейг и др.) и : культурными украшениями (бронзовые двери в церкви св. Михаила в Гильдесгейме, «Золотые ворота» во Фрейбурге и др.).

Развитие городов и городской буржуазии с ает толчок проникновению (из Франции) и распространению стиля готики, сначала в прирейн-’ких и придунайских городах (с 13 в.), затем s др. областях Германии. Господствуют два типа зданий: городские соборы [в 13 в.—Фрейму рг, Кёльн (законченный в 19 в.), Страсбург;

з 14—15 вв.—Ульм, Вена, Любек и др.] и : атуши (Брауншвейг, Бремен, Регенсбург, Ульм, Любек и др.). Соборы украшаются скульптурными циклами (замечательные статуи на пасадах соборов в Наумбурге. Бамберге, -грасбурге, 13 в.). В 15 в. "намечается перво-аачальное развитие т. и. северного Ренессанса

1 (Возрождения) и прежде всего в станковой живописи: мастер Франке—в Сев. Германии, Конрад Виц, Мозер и др.—в Юж. Германии. За ними следует поколение зрелых художников : Мартин Шонгауэр (ум. 1491)—в Эльзасе, М. Пахер—в Тироле, Вольгемут, Гольбейн С т а р ш и й—в Юж. Германии и др. Развивается гравюра на дереве и на меди (первый крупный мастер графики—Шонгауэр). В скульптуре выдвигаются во 2-й пол. 15 в. Римен-шнейдер и Фейт Штос (скульптура на дереве), Адам Крафт (на камне) ,'П. Фишер (бронза). Творчество этих художников отразило особенности немецкого Ренессанса, развившегося в период назревания Крестьянской войны 1525 и Лютеровой реформации: кхтворчество, сохранившее многие средневековые черты, носит отпечаток нарастающих социальных противоречий и религиозно-протестантских настроений с их плебейско-бюргерскими тенденциями. Величайший художник нем. Возрождения Дюрер (1471—528) в зрелую пору своего развития пытался освободить Н. и. своего времени от его ограниченности, борясь с готическими пережитками, и стремился связать Н. и. с художественной культурой передовой страны. Италии. В его творчестве реализм достигает своей вершины. К этой же линии развития принадлежит и космополитический Гольбейн Младший (1497 — 543). Средневековая мистика продолжала жить в творчестве большого мастера М. Грюневальда (ум.ок. 1530). После Крестьянской войны и последовавшей затем реакции обнаруживаются первые признаки наступающего упадка художеств, жизни. Они чувствуются уже в творчестве Кранаха (1472— 1553), Альдегревера (1502—55) и др.

В области архитектуры нем. Возрождёние не дало больших достижений (Гейдельбергский замок 2-й пол. 16 в.). На рубеже 16—17 вв. Э. Голль (1573—646) пытался создать запоздалый нем. Ренессанс.

Тридцатилетняя война, разорив Германию, надолго превратила ее в отсталую страну и в области искусства. Однако в начале 18 в. при дворах немецких князей развивается искусство барокко, в первую очередь архитектура. В Берлине работает выдающийся архитектор и скульптор А. Ш л ю т е р (1664—714), в Дрездене—мастер рококо, архитектор Пёп-пельман (1662—736), в Вене—-Фишер фон Эрлах (1656—723), в Вюрцбурге—Ней-май (1687—753).

18 век был веком зарождения буржуазного Н. и. Классицизм был представлен в живописи Р. Менгеом(в эстетике—Винкельманом). Ходо-вецкип (1726—801) в своих гравюрах дал первые образцы реалистического морализирующего жанра в духе идеологии третьего сословия.

Сравнительно позднее развитие капитализма в Германии 19 в. отразилось в живучести феодально-реакционных художеств, традиций. Классицизм в конце 18 и начале 19 вв. продолжали: в живописи—Я. А. Карстенс (1753— 1798) и в архитектуре—Шинкель (1781—841); в скульптуре ему подчинились реалисты Ш а -дов и Раух. В период реакции, наступившей после победы над Наполеоном, широкое развитие в Н. п. получает романтизм. Архитекторы обращаются к средневековой готике (между прочим возобновляются работы над окончанием Кёльнского собора). Провозвестниками романтпзма в живописи были Р у н г е и пейзажист Каспар Давид Фридрих.




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.