407    НЕМЕЦКОЕ ИСКУССТВО—НЕМПГОВПЧ-ДАНЧЕНКО    т

манин художников создается под знаком реакционного мистицизма и оголтелого шовинизма (фашистского расизма).

Лит.: Верная К., История искусства всех времен и народов, т. I—III, СИВ, 1902—13; М у т е р Р., Ист,-ряя живописи в XIX веке, т. I—IV, СПБ, 18 99—902.

«Братство назарейцев», объединявшее живописцев Овербека, Шнорра, П. Корнелиус а и др., пытается возродить религиозную и историч. фреску, подражает старым дорафаэлев-ским итальянцам и средневековому искусству. Несколько ближе к реализму романтик Ретель («Пляска смерти»). Немецкий жанр 40— 60-х гг. (в т. н. стиле Бпдермейер) наряду с усилением моментов мещанского реализма сохраняет романтическое настроение в филистерском любовании нем. сказками, бытом и мещанскими нравами (Мориц Ш в и н д, Шпипвег, Людвиг Рихтер и др.). Процветают также поверхностная жанровая живопись дюссельдорфцев (Кнаус и др.) и историческая живопись Каульбаха и Пплоти.

Бурж. реализм знает не много значительных имен; из них выдаются: берлинец Менцелъ (1815—905), в последней трети 19 в.—Лейблъ (1844—900), Трюбнер и др. С 90-х годов реализм начал склоняться к пленэризму (в творчестве Либермана) и импрессионизму, к которо- i му в Германии принадлежат отчасти Уде, Сле-фохт, Коринт. Однако импрессионизм не имел i в художественной жизни Германии того значения, как в др. странах. Линию романтических, оторванных от жизни поисков большого стиля во 2-й пол. 19 в. продолжали Бёк-лин (1827—901), А. Фейербах и Ганс фон Маре (1857—87), из к-рых последний (наряду со скульптором А. Гильдебрандом) стал одним из провозвестников формализма в искусстве и эстетике.

Эпоха начинающегося империализма породила в Н. и. новую волну реакпип. В архитектуре, где господствовал эклектизм п возврат к прошлому, венский архитектор Отто Вагнер и др. еще раз попытались преодолеть бессилие зодческой мысли буржуазного 19 в., но в условиях растущих противоречий капиталистического общества скатились к декоративизму и символике, характерным для так называемого модерна.

В так называемых сецессионах, отколовшихся от официальных салонов, объединились молодые художники (Мюнхенский сецессион в 1892, Берлинский—с 1899). Здесь процветали символизм и формализм (Фр. Штук, Клингер, Климт и др.). Дальнейшее развитие социальных противоречий углубило кризис бурж. искусства, выразившийся прежде всего в развитии экспрессионизма (с 1906). Последний пользовался особым успехом после войны (живописцы Нольде, Кокошка, Пехштейн, Марк, Шмидт-Ротлуфф, скульптор Барлах и др.). В 1921 возникла группа «Новой вещественности», к-рая пыталась скрыть свой форматизм под (■ реалистической') оболочкой. Реалнстич. течение в Н. и. эпохи империализма наиболее сильно было представлено революционным крылом художников, прежде всего Кете Коллышц (р. 1867), и вышедшей из среды экспрессионизма группой художников левого направления (Гросс, Хартфильд и др.).

К архитектуре позднего модерна принадлежат постройки Лооса, Месселя, Беренса. Послевоенная архитектура стоит под знаком конструктивизма (Таут, группа <>Баухауз», Гропиус); экспрессионизм сказался в творчестве Э. Мендельсона.

Приход в 1933 к власти фашистов привел к полному разгрому искусства в Германии. Лучшая часть художников эмигрировала. Унифицированная продукция оставшихся в Гер-


НЕМЕЦКОЕ МОРЕ, С е в е р и о е море—мор-у берегов Северо-Западной Европы. На 3. отделяется от Атлантического океана о-вами: Великобританией, Оркнейскими и Шотландскими; на С. непосредственно соединяется с оке-| аном, на Ю.—через узкий (33,5 к.ч) пролив ! Па де Каде; на В. рядом проливов (Скагеррак.

Каттегат, Бельты и Зунд) соединяется с Бал-! тлйским м. Поверхность—ок. 572 км*. Н. м.—

; самое мелкое из морей после Азовского: еп>

! ср. глубина окато 100 наиболее глубокие ; места (680 .н) находятся у берегов Скандинав-

І ского п-ова. Посредине лежит обширная от-

I мель Доггербанк (13—30 .«). Много зативов в островов; последние на Ю.-В. представляют части материка, оторванные разрушительной работой вади (Гельголанд, Фризские о-ва). Прилив достигает значит, высоты (до 3,5 м). Если прилив совпадает с сильными с.-з. вет-рами, то высота приливной волны удваивается, и море производит сильнейшие опустошения на ю.-в. берегах, в предупреждение чего местами воздвигнуты грандиозные плотины (Нидерланды). Соленость весьма значительна—до

3,5%. Важнейшие течения идут с С. на Ю.

; вдоль зап. берега и обратно вдоль вост. бе-

I рега; через Скагеррак идет поверхностное те-! чение из Балтийского моря. Н. м. не замерзает; лед бывает лишь в устьях рек п то ні каждый год; часты бури и туманы. Очень богат^ животная жизнь (сельди, треска, омары, устрицы); обширные рыбные промыслы, особенно на Доггерской отмели. Н. м. лежит между еаи-

I более пром. и торг. странами Европы: Англией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Герма-: нией, Данией, Швецией и Норвегией. Поэтому оно наиболее посещается судами, а берег» его превосходно обставлены маяками и всякого рода знаками. На берегах Швеции и Норвегии Немецкое море образует превосходные естественные гавани, в остальной части главные порты (Гамбург, Бремен, Роттердам, Антверпен г др.) расположены не у самого моря, а в устьях больших рек.

НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО, Василий Иванович ! (1848—936)—писатель. Родился в Тбилиси і семье офицера. Юность провел вместе с отцом в походах по Дагестану и Турции. С 1877, вовремя Русско-турецкой войны, был корреспондентом с театра военных действий. Написа* большое количество путевых очерков, в к-рьс; часто фантазия заменяла действительность, романов, рассказов из военной жизни и т. г Творчество Н.-Д., слабое в художественно» отношении, направлено на поддержку дворяЕ-ско-бюрюкратического режима. С1921 Н.-Д. бь^т белым эмигрантом.

НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО, Владимир Иванович (р. 1858)—один из организаторов, художественный руководитель й директор Московского художественного театра им. Горькогс народный артист Союза ССР. В 1936 награждгя. орденом Трудового красного знамени, в 1937— орденом Ленина. Перу Н.-Д. принадлежит ряг романов, очерков и пьес [комедия «Шиповник» 1881, «Соколы н вороны» (вместе с А. И. Юже-ным), «Последняя воля», «Новое дело» (получила Грибоедовскую премию), «Золото», «Цен*.



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.