41 МОН АР ХО МАХ II— МОНАШЕСТВО 42

МОНАРХОМА'ХИ (буквально—м о н а р х о -

б о р ц ы)—политическое течение в 16 в., боровшееся с абсолютизмом. В глазах М. монархи с притязаниями на неограниченную власть ничем не отличаются от тиранов: они похищают у народа его законные права; поэтому народ в полном праве низвергнуть их путем восстаний. Действуя в обстановке Религиозных войн, М. подкрепляли свои политические положения религиозными основаниями и справками И8 Библии: тиран есть не только тяжкий преступник перед народом, но и нарушитель заповедей божьих. М. выходили из рядов и кальвинистов и католиков и придавали идее народовластия теократич. характер. Наиболее выдающимися представителями этого течения были франц. кальвинисты Готман, Дюплесси Морнэ (под псевдонимом Юния Брута), шотландский кальвинист Бьюкэнен, испанские иезуиты Мариана и Суарес и др. М. существенно расходились между собой в понимании прав народа. По учению многих М., особенно вышедших из среды французских кальвинистов, опиравшихся гл. обр. на среднюю и крупную буржуазию и на часть дворянства, власть должна быть предоставлена лучшим из народа—дворянству и крупной буржуазии. Литература М. имела известное влияние на политическую идеологию Английской революции 17 века."

МОНАСТЫРИ (греч.)—обшины монахов и монахинь. Появляются в христианстве с 4 в., первоначально в Египте. Различались М. отшельнические, где каждый монах имел свою особую келью и собственность, и монастыри-общежития. Последний тип распространился в России с 14—15 веков. М. быстро обрастали богатствами, землями, рабами и крепостными. Позднее обладали большими капиталами, шедшими гл. обр. в пользу монашеской верхушки (см. Монашество).

МОНАСТЫРСКИЙ, Нестор Дмитриевич (1847—88)—видный хирург; известен рядом раб гг, особенно по хирургии. М. один из первых в Европе начал разрабатывать хирургию желчных путей. Из его работ особенно популярны лекции «О современном лечении ран» (СПБ, 1886) и «Современные взгляды на патоло-гшо и терапию воспалений суставов» (лекции, СПБ, 1887).

МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ — гос. учреждение в Московской Руси, восстановленное Петром I, ведавшее управлением монастырскими и церковными землями, количество которых в 17 в. составляло чуть ли не */, всех земельных иму-ществ в России. М. п. возник в 1-й половине 17 в. при Михаиле Романове из приказа Большого дворца; существовал с перерывами до 1725. Образование М. п. и особенно его восстановление Петром I—яркий пример подчинения церкви государству. Петр I из монастырских и церковных вотчин черпал средства на гос. нужды.

МОНАСТЫРЬ. Б и то л ь—город б принадле-;кащей Югославии части Македонии, до 1912— центр турецкого вилайета М.; 33 т. ж. (1931). Торговый пункт (хлеб, табак, кожи).

МОНАЦИ'Т, (Се, Ьа, Б1) Р04—комплексная фосфорнокислая соль церия, лантана и диди-ма, иногда со значит, содержанием (от 1 до 18%)окисптория. Кристаллы моноклинической системы. Твердость 5—5,5, уд. в. 4,9—5,25. М. встречается отдельными мелкими кристаллами в разных местах. Важнейшее месторождение—в Бразилии (95% мировой добычи). Идет

для извлечения тори я и церия, употребляющихся при изготовлении сеток для газовых горелок и пр.

МОНАШЕНКА, Оспепа тапасйа—бабочка семейства волнянок (1лрапс1ае), один из важнейших вредителей лесов. Передние крылья у М. белые с черными извитыми линиями и точками, задние—серые. М. распространена в Средней и Южной Европе, Союзе ССР и Азии (Япония). В июле—августе М. откладывают яички в трещины коры хвойных и лиственных деревьев. Гусеницы М. объедают хвою у хвойных деревьев и листья у березы, липы, осины и др. лиственных пород. Окукление гусеницы происходит в июне.М. причиняет громадные опустошения в лесах. Борьба главным образом путем наложения ловчих колец. В истреблении М. большую пользу приносят синицы, кукушки и др. насекомоядные птицы (рис. см. при ст. Вредители).

МОНАШЕСТВО (отгреч. «монах»—инок, одинокий)—особый вид духовенства во многих религиях, в частности в буддизме и в нек-рых христианских церквах. В принципе, но далеко не на практике, монашествующие (монахи) налагают на себя специальные аскетические (см. Аскетизм) ограничения, в частности безбрачие.

Идеямонашествазаимствованахристианством из древневосточных культов Передней Азии и Египта. В этих странах христианское М. обнаруживается раньше всего. Как б. или м. заметное явление христианское М. выступает впервые на рубеже 3 и 4 вв., ко времени союза хрнет. церкви с гос. властью. Уже в своей древнейшей форме отшельничества (см. Анахореты) М. является видной опорой высшей церковной иерархии. Покровительство церкви и гос-ва вызывает дальнейший рост М.; появляются целые монашеские общины—монастыри, сначала мужские, потом женские и даже совместные, что способствовало процветанию подчас самого безудержного разврата. Этому же способствовал и приносившийся монахами обет безбрачия. Монастыри дали в руки главарей церкви вымуштрованный аппарат, организованную силу, весьма влиятельную в условиях образовавшегося на развалинах Римской империи феодального строя. Распространение христианства как в Зап. Европе, так и в древней Руси шло главным образом через .М. Поддержка М. со стороны правящих классов феодального об-ва способствовала росту богатств и влиянию монастырей, сосредоточению в их руках крупнейших земельных имутцеств н крепостных (до какой степени были иногда богаты в России некоторые монастыри, показывает пример Троице-сергиевской лавры, доходы к-рой в начале 17 в. равнялись V, всех доходов Московского гос-ва вообще, а количество крепостных в 18 веке составляло 625 т. ч. на 400 монахов).

Средневековая церковь в Зап. Европе, всячески поощряя развитие М., способствовала появлению разного рода новых монашеских орденов (францисканцев, доминиканцев), выступавших как поборники папского абсолютизма (в ведение доминиканцев передается инквизиция). В некоторых странах буржуазия, королевская и княжеская власть, примкнув к протестантизму (см. Реформация), совсем ликвидируют М., а монастырские земли и имущество конфискуют. Но во время контрреформации возникает воинствующий орден иезуитов. В капиталистическую эпоху М., как тесно свя




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.