505    НИЦШЕ—НОБЕЛЕВСКИЕ ПРЕМИИ    506

ленный зимний курорт крупной буржуазии (ежегодный съезд до 200 т. ч.). Помимо цветов, к-рые цветут здесь круглый год, из Н. вывозятся оливковое масло, духи, мыло, мебель и другие изделия. Интернациональный средиземноморский университет (с 1933). Ботанический сад.

Н. в средние века являлась гл. гор. графства того же имени, в 1388 приобретенного савойскими герцогами. В 1543, 1691 и 1706 переходила в руки французов. В 1792 вместе с Савойей вновь перешла к Франции, но в 1814 была с Савойей возвращена Сардинии. По Туринскому договору 1860 Сардиния уступила Савойю и Н. Франций за ее участие на стороне Сардинии во 2-й Австро-итальянской войне.

НИ'ЦШЕ (Nietzsche), Фридрих (1844—900)— нем. философ. С 1869—проф. Базельского ун-та по кафедре филологии. Первое крупное произведение Н.—«Рождение трагедии из духа музыки* (1872), посвященное вопросам греч. культуры. С 1878—80 Н. опубликовал свое известное произведение «Человеческое—слишком человеческое*. В 1879 вследствие мозгового заболевания оставил профессуру. В период 1880—89 написал наиболее значительные работы: «Так говорил Заратустра* (1883—85), «По ту сторону добра и зла* (1886), «Генеалогия морали* (1887), «Сумерки кумиров» (1889), «Воля к власти» (1888). С 1889 болезнь быстро прогрессирует, и Н. сходит с ума.

Будучи идеологом юнкерства и наиболее реакционных кругов нем. буржуазии 2-й пол. 19 в., Н. явился одним из наиболее откровенных философов эксплоататорских классов. Основное содержание философии Н. (отчасти выработанное под влиянием волюнтаристической философии Шопенгауэра) состоит в учении о том, что специфической чертой всего космоса является воля к накоплению силы, а человеческой жизни— «воля к власти». Под этим углом зрения Н. делил людей на «сильных» и «слабых». «Сильные» люди—это те. в к-рых с наибольшей силой проявляется воля к власти, «слабые» лишены этого качества, их удел—покорность и подчинение. Однако «слабые» не соглашаются добровольно подчиниться «сильным». Отсюда—борьба «сильных* за укрепление своего господства.

Будучи ярым врагом социализма, Н. считал, что целью общественной жизни является создание сильных и властных людей («сверхчеловека*, по терминологии Н.). Все человечество— только материал для опыта. Общество должно представлять строгую систему иерархии, беспрекословного подчинения «низших» «высшим».

Н. утверждал, что существует «мораль господ» и «мораль рабов». Любовь, жалость и сострадание выдуманы «рабами». Господствующие не должны обманывать себя подобными иллюзиями. Эксплоатация не только допустима. но она, по мнению Н., является сущностью самой жизни. Будучи сторонником расовой «теории», Н. считал’ «сильных» людей представителями «белокурой расы», провозглашая право т. н. «белокурого зверя» на эксплоатащпо, грабеж и насилие над всеми остальными людьми. Н. провозглашал культ войны, восхваляя ее как средство для упражнения «сильных» в убийствах и насилиях, которые, по его мнению, являются лучшим стимулом для возрождения сил «утомленного» человечества.

П роводя идею неравенства, Н. также выступал против эмансипации женщин .считая, что мужчина должен подчинить своей воле женщину.

Свою теорию познания Н. развивал на основах крайнего агностицизма и волюнтаристической мистики. Он считал невозможным познание объективной реальности и объявлял субъективное самочувствие и субъективное ощущение повышения ценности жизни единственным критерием познания. Любая картина мира, по мнению Н., произвольна, но принять необходимо ту, которая нужна для наилучшего проявления «воли к власти*.

Философия Н. антинаучна, реакционна, пронизана мистикой и мракобесием. Она оказала влияние на писателей Стриндберга, Аннунцио, Пшибышевского и др.

Учение Н., открыто проповедующее насилие и войну, ныне широко используется фашизмом. Муссолини неоднократно заявлял, что он является учеником Н. и что произведения Н. «излечили * его от социализма». Идеологи германского фашизма превозносят Н. как предвестника фашистской философии. Само по себе реакционное, учение Н. в сочинениях фашистских «идеологов» приобретает еще более отталкивающую форму исключительного мракобесия.

НИШ (№в)—гл. гор. провинции Моравы в Югославии, узел ж. д. на Стамбул и Салоники; 35 т. ж. (1931). Крепость и важный стратегический пункт на путях из Центр. Европы к Эгейскому м. и Балканам. Значит, торг. пункт. Ткацкая пром-сть; ж.-д. мастерские.

НИ'ША (франц.)—углубление в стене.

НИШТАДГСКИЙ МИР, 1721—мир между Россией и Швецией, закончивший Северную войну.

НИЩЕНСТВУЮЩИЕ ОРДЕНА —возникшие в нач. 13 в. в Зап. Европе монашеские ордена, члены к-рых не могли иметь личной собственности и жили собиранием милостыни. Основание Н. о. объясняется стремлением руководящих кругов католической церкви укрепить свой авторитет в народных низах, к-рые в то время разорялись и нищали в связи с разложением средневекового натурально-хоз. строя. Н. о. должны были смягчать в сознании масс обострявшиеся противоречия между богатыми и бедными и, т. о., противодействовать влиянию революционно-демократических сект. И.о. впервые появились в Италии, где раньше, чем в др. европ. странах, развилось денежное х-во; их создали монахи Франциск Ассизский и Доминик, признанные католической церковью святыми, основатели орденов францисканцев и доминиканцев.

Н. о. францисканцев и доминиканцев быстро сделались опорой папства. Доминиканцам было поручено руководство инквизицией. Очень скоро обет нестяжания был забыт, ордена приобрели огромное влияние в политич. жизни. Монахи превратились в тунеядцев, врагов просвещения и прогресса.

НИЯЗИ'-БЕЙ (1885—ок. 1912)—один из вождей младотурецкой революции 1908. Захватив с группой приверженцев склад оружия в городе Ресне (Македония), Н.-Б. организовал революц. отряды, с к-рыми занял 10/УП гор. Монастырь. Был убит при военных операциях в Албании. Написал автобиографию «Воспоминания Ниязи», дающую документальную историю македонского восстания.

НОБЕЛЕВСКИЕ ПРЕМИИ—премии, ежегодно выдаваемые из процентов на капитал, завещанный А. Нобелем: 1) за важнейшие открытия в области физики, химии, медицины и физиологии; 2) за лучшее художеств, произведение идеалистич. направления; 3) за труды, способ-





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.