565 НОТ АР И УС—НО ТОПЕЧАТ АННЕ 566

государственном Н. РСФСР, утвержденным ВЦИК и СНК РСФСР 20 июля 1930 (С. У. 1930, № 38, ст. 476). В связи с организацией Народного комиссариата юстиции Союза ССР в целях унификации нотариального законодательства союзных республик стоит на очереди разработка союзного положения о гос. Н. СССР. В РСФСР, по постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 10/У1 1936, сеть нотариальных контор значительно расширена и введены нотариальные столы при народных судах, в связи с чем районные исполнительные комитеты освобождены от совершения нотариальных действий (С. У. 1936, № 15, ст. 100).

НОТАРИУС—должностное лицо, на обязанности к-рого лежит совершение нотариальных актов. См. Нотариат.

НОТАЦИЯ (лат.)—1) выговор, нравоучение.

2) Математическая Н., пли алгорифм—система условных знаков для обозначения тех или иных математических понятии.

НОТИФИКАЦИЯ — в международном праве извещение одного гос-ва другим о каком-либо акте международного значения.

НОТНОЕ ПИСЬМО, пли нотация—графический способ изображения муз. тонов пих взаимоотношений. В древности (Греция) мелодии записывались буквенным способом. В средсоединения, приблизительно указывавшими движение мелодической линии, но не определявшими точной высоты и длительности тонов. В 10 в. для уточнения высоты невмы начали писать на линейках фа (красной чертой) и до (желтой чертой), определявших высоту нотных знаков. Гвидо Аретинский (11 в.) много способствовал развитию Н. п. В 13 в. утвердилось мензуральное Н. п. (лат. mensura—мера), которое уточнило длительность нотных знаков и ввело соответствующие знаки для пауз. Ряд постепенных изменений и усовершенствований привел Н. п. к его современному виду.

ние века для Н. п. пользовались т. н. невмами (византийского происхождения), изображавшими наглядно определенные интонационные


В современном Н. п. имеется: нотоносец (см. табл., строка А), состоящий из 5 линеек (по мере необходимости пользуются еще 5 добавочными линейками сверху и 5 добавочными—снизу). Значение написанным на линейках нотам дает ключ, выставленный на нотоносце; наиболее употребительные ключи—скрипичный (соль) п басовый (фа) (см. табл., строка А). Знаки альтерации (бемоли, диезы), обозначенные в начале каждой строки нотоносца после ключа, указывают тональность произведения. Там же выставленная дробь пли особые знаки (см. табл., строка А) определяют муз. метр, или размер произведения. Длительность нот определяется их начертанием (см. табл., строка Б), так же как и длительность соот-ветств. пауз (см. табл., строка В). Точка над_ нотой указывает на отрывистый характер исполнения (staccato), стоящая рядом (после ноты) увеличивает длительность ноты или паузы на половину ее стоимости (см. табл., строка Г). Лиги (дуги, связывающие ноты) обозначают связное исполнение (legato). Отдельное графическое изображение имеют музыкальные украшения (мелизмы), например трель — быстрое чередование смежных звуков, группетто— мелодическое движение вокруг основного тона, и морден т— быстрое двукратное чередование смежных тонов (см. табл., строка Д). Различные знаки изображают изменения силы звучности (см. табл., строка Е; см. также Динамика). Специальная терминология (общепринятая—на итал. языке) указывает на общий характер и скорость (темп) исполнения.

НОТОНОСЕЦ (муз.), нотный стан, или нотная систе-м а—пять параллельных линеек; на этих линейках и между ними пишутся нотные знаки. По мере надобности вводятся добавочные короткие линейки снизу или сверху (см. Нотное письмо).

НОТОПЕЧАТАНИЕ — изобретено в конце 15 в., когда ноты печатались набором, подобно книгам. Позднее ноты также гравировались и на медных досках. Усовершенствованный нотный набор применяется в наст, время лишь в тех случаях, когда требуется помещение нотных примеров в книжном тексте, так как в виду сложности и дороговизны нотного набора применение его для печатания больших нотных текстов неце









Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.