m    ОБРАБОТКА ПОЧВЫ—ОБРАЗЫ    610

профили, и принимает их форму. Для получения окончательного вида изделие проходит через несколько валков. Так производятся рельсы, балки различных сечений, проволока и т. п. 3) При обработке снятием стружки изделие устанавливают на станке или в тисках и специальными режущими инструментами— резцами, фрезерами, сверлами, шлифовальными кругами, напильниками и т. п.—снимают один или несколько слоев металла. Этим способом можно придать изделию очень чистый вид и большую точность.

Для изменения качества металла, без изменения формы изделия, применяют термическую (тепловую) обработку. Главнейшие виды: 1) о т -жиг (нагревание металла и медленное охлаждение)—имеет целью улучшить качество металла и устранить те вредные действия, к-рые оказали на структуру предшествуюпше способы механической обработки; 2) закалка (нагревание и быстрое охлаждение) — имеет целью сообщить поверхности изделия особую твердость, препятствующую быстрому изнашиванию; 3) о тп ус к—нагревание закаленных изделий до сравнительно невысокой температуры и медленное охлаждение для сообщения изделию некоторой мягкости (вязкости) и уменьшения хрупкости: 4) цементация— нагревание изделия в особых составах, в результате чего поверхностный слой получает особую крепость, препятствующую изнашиванию.

ОБРАБОТКА ПОЧВЫ—совокупность механических воздействий на почву, приводящих ее в состояние, пригодное для произрастания культурных растений. Главными приемами О. п. являются: вспашка, поверхностное рыхление, лущение, боронование, укатывание почвы. Важнейшие системы обработки: обработка дернины, обработка пара, обработка жнивья, предпосевная обработка. При обработке дернины применяются 4 типа вспашки: оборот пласта, взмет, культурная вспашка, лущение. Обработка паров ведется по системе: 1) чистых паров (черный и ранний пар) с осенней или весенней запашкой навоза, поддержанием поля все лето в поверхностно-рыхлом и чистом от растений виде, двоением перед посевом; 2) занятых паров (сплошных и пропашных), при которых паровое поле, вспаханное и унавоженное с осени или ранней весны, засевается кормовыми растениями, рано убираемыми с поля, после чего поле перепахивается и поступает под посев озими; 3) крестьянских, поздних, или зеленых паров, при к-рых пары оставляются в пастбищном пользовании и зарастают сорной растительностью до середины лета, когда они унаваживаются, пашутся, а через 1—11/2 месяца двоятся и поступают под озимь. Наихудшие результаты дают поздние пары; наивысший урожай озими дают чистые пары; занятые пары занимают промежуточное место по уромсайности последующей озими. Обработка жнивья осуществляется при помощи осенней вспашки на зябь; очень заметное улучшение обработки жнивья дает пожнивное лущение; возможна обработка по типу паровой обработки (см. Полупар). Предпосевная обработка состоит в поверхностном, мелком рыхлении пашни перед посевом с целью уничтожить сорную растительность и разрыхлить образовавшуюся корку. Рыхление следует делать не глубже, чем на уровне заделки семян. Кроме плужной обработки испытывается в настоящее время механическое фрезе-

М. С. Э. т. VII.

рование почвы и рыхление почвы взрывчатыми веществами.

Разные виды О. п. применяются в зависимости от планового задания государства, хоз. состояния почвы (мягкая старопахотная почва, твердая залежь и т. п.) или природного ее состояния (глинистая, песчаная и т. д.), культуры растения, а также от климата данной местности и от ее экономич. условий; очистка полей от сорных трав требует более глубокой и тщательной О. п. Виды О. п., в зависимости от условий местного с. х-ва,изучаются иустанавли-ваются на областных опытных с.-х. станциях.

Лит.; Вильямс В., Общее земледелие с основами почвоведения, 2 изд., М., 1931.

ОБР АДОВИЧ, СергейАлександрович (р. 1892)— поэт. Печатается с 1912. Принадлежал к группе «Кузница». Индивидуальные особенности О. в том, что его стихи о революции, о труде по сравнению со стихами других поэтов, входивших в «Кузницу», гораздо менее абстрактны и риторичны; стилистически они более просты, образы их реалистичнее. Город, завод, фабричный труд—его постоянные темы. Отдав вместе с другими представителями «Кузницы» в первые годы нэпа дань мелкобуржуазной растерянности, О. вскоре перешел к темам о социалистической реконструкции страны. Соч. О.: О молодости, М.—Л., 1928; Новоселье,М., 1934; Избранные стихи, М., 1935.

«ОБРАЗОВАНИЕ»—ежемесячный лит., научно-популярный и общественно-политический "журнал, выходивший с 1892 взамен педагогического журнала «Женское образование». В период 1903—07 вокруг «О.» группировались сотрудники-марксисты: Луначарский, Фриче, Воровский, Степанов-Скворцов и др. В 1909 на Л" 5 издание прекратилось.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ—см. Меристема.

ОБРАЗУЮЩАЯ—линия, которая, двигаясь по определенному закону, образует поверхность. Особый интерес представляют прямолинейные образующие (т. е. образующие, представляющие собой прямые). Прямолинейные образующие имеются, например, у конических поверхностей, у цилиндрических поверхностей, у гиперболического параболоида.

ОБРАЗЫ—1) отражения предметов и явлений объективного мира, возникающие как результат ощущений и восприятий, восстановленных памятью или воображением. О. могут и не соответствовать предметам и явлениям внешнего мира, наличным в данный момент. Так, например, восприятие дома предполагает получение раздражений от реального дома, О. же этого дома может быть воспроизведен и в совершенно иной обстановке. Ощущение всегда первично. Степень живости и наглядности О. сильно колеблется. Чаще О. бывают неустойчивы, расплывчаты и бледны, но иногда достигают большого постоянства, яркости и богатства различными признаками (см. Галлюцинация. Сновидение). Различают О. зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, двигательные и пр. У различных лиц, в зависимости от их телесных особенностей п от характера их деятельности, чаще преобладает к.-л. один род О. (см. Память, Представление).

Лит. см. при ст. Память»

2) О. в искусстве—продукт творческого процесса художника, получивший свое осуществление в средствах того или иного искусства (красках, мраморе, художественном произведениив целой системе поэтич. средств II т. д.).

го




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.