633    ОБЩИНА—ОБЪЕКТИВИЗМ    634

внутренним законодательством и применяемый к определенным видам товаров, независимо от страны их происхождения и от пункта границы, через который они ввозятся.

ОБЩИНА—в юридическом смысле самоуправляющаяся организация, объединенная территорией и наделенная публично-правовыми функциями. Термин «О.» в юридическом смысле употребляется большей частью для обозначения самоуправляющихся коммунально-территориальных единиц (город, селение; см. Коммуна), а по аналогии—также земельных, религиозных и иных объединений (земельная община, религиозная О. и др.).

«ОБЩИНА», 1) («Ъа Соттипе*)—журнал, изд. С. Г. Нечаевым в 1870 в Лондоне; вышел 1 номер. 2) Политический журнал, издававшийся в 1878 в Женеве-группой эмигрантов-бакуни-стов; вышло 9 номеров.

ОБЩИННОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ —см. Земельная община.

ОБЪЕДИНЕННОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ—см. ОГПУ.

ОБЪЕДИНЕННОЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, ОНТИ—существует с 9/1 1932 на базе Государственного научно-технического издательства, входившего в состав Огиза. Состоит в ведении Наркомтяжпрома. В состав ОНТИ входят следующие редакции и секторы по характеру издающейся литературы: 1) машиностроительной и автотракторной, 2) черноп металлургии, 3) цветной металлургии, 4) горной и нефтяной, 5) строительной и архитектурной, 6) химической, 7) энергетической, 8) геологической и геодезической, 9) авиационной,

10)    общетехнической и техно-теоретической,

11)    научно-популярной и юношеской, 12) Технической энциклопедии и словарей, 13) сектор стандартов, 14) сектор общих изданий, 15) сектор периодической литературы. ОНТИ имеет 4 отделения на периферии: Ленинградское, Украинское, Свердловское и Азербайджанское. Количество экземпляров выпускаемой ОНТИ литературы превышает 20 млн. в год.

Кроме издания книг по всем отраслям науки и техники, Объединенное научно-техническое издательство издает много научно-технических журналов. В 1936 выходило 125 журналов с обптим тиражом 9.489,7 т. экз.

ОБЪЕДИНЕННЫЕ НАРОДНЫЕ КОМИССАРИАТЫ—прежнее наименование союзно-республиканских народных комиссариатов (до Конституции СССР 1936). См. Народный комиссариат.

ОБЪЕДИНЕНЦЫ—см. Меньшевики.

ОБЪЕЗДКА (лошадей), вернее заездка — имеет целью приучение молодой лошади к работе. О. начинается (обычно в возрасте 1—2 лет) с приучения к уздечке и поводьям; затем верховые лошади приучаются к седлу и всаднику, а упряжные—к хомуту и экипажу. О. называется также приручение полудиких лошадей, напр, разводимых в Казахстане и Монголии, где лошади до 3—4 лет почти не видят человека и сами добывают себе пищу.

ОБЪЕКТ—1) действительность, существующая вне и независимо от сознания познающего ее человека. Рассматривая сознание как свойство высокоорганизованной материи и раскрывая значение общественной практики в процессе познания и изменения О., диалектический материализм вскрывает единство субъекта н объекта.

Домарксовский (метафизический) материализм, не поняв роли общественной практики, конкретно-чувственной деятельности людей, направленной на изменение О., не смог до конца правильно разрешить проблему единства субъекта и объекта. Для метафизического материализма эта проблема ограничивалась абстрактным рассмотрением человека вообще как единства субъекта и объекта. Действительность, объективный мир рассматривался этим материализмом «только в форме объекта или созерцания, а не как чувственн о-ч е -ловеческая деятельность, практика; не субъективно» (Маркс и Энгельс, Сочинения, т. IV, стр. 589). Человеческую же деятельность он также не мог постигнуть как предметную деятельность. Маркс указывает, что «деятельная сторона, в противоположность материализму, развита идеализмом, но развита абстрактно, так как последний, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой» (там же). Идеализм отождествлял О. с субъектом (либо с субъективным сознанием—субъективный идеализм, либо с объективированным—объективный идеализм) и тем самым просто устранял, а не разрешал проблему единства субъекта и О.

Только диалектический материализм, вскрывая рать общественной практики в процессе познания и изменения объекта, показывает единство субъекта и объекта. Только на основе практики субъект познает движущие силы и закономерность развита* действительности и в соответствии с ними активно вмешивается в ход развития действительности, подчиняет О. субъекту.

Лит.: [Маркс о Фейербахе], в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. IV, М., 1933; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах, [М.]. 1936.

2) В грамматик е—то же, что дополнение.

ОБЪЕКТ ПРАВА—вещь, действие или к.-л. интерес, являющиеся существом правового требования (например деньги—в договоре займа, квартира—в договоре имущественного найма).

ОБЪЕКТИВ — часть оптического прибора— микроскопа, фотокамеры и др., обращенная к наблюдаемому предмету (ср. Окуляр); состоит из одной или нескольких линз.

ОБЪЕКТИВИЗМ—такое изучение явлений, к-рое берет за исходный пункт объект. О. противоположен субъективизму. Этот термин, однако, недостаточно конкретен и определенен, т. к. важно не только взять за исходную точку объект, но и рассматривать его материалистически. Объективный идеализм рассматривает объект как проявление духа, абсолютной идеи, в конечном счете—бога, т. е. фактически исходит из мистифицированного и абсолютизированного сознания субъекта, из продуктов его мышления. Провести последовательный научный О., т. е. указать научный метод познания объективной реальности, может только диалектический материализм.

Домарксовский материализм хотя и признавал объект, природу первичным, а сознание—вторичным, однако не был в состоянии провести научный О. до конца. Рассматривая природу только как объект созерцания, а не как объект материальной общественной практики, не понимая роли материального производства, сущности и значения классовой борьбы как движущей силы в развитии классовых обществ, домарксовский материализм остался




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.