673    ОЙРОТ-ТУРА—ОКА М ЕНЕЛОСТИ    674

ОЙРОТ-ТУРА (б. село У л.а л а)—гор., центр Ойротской авт. обл., на р. Майме, близ впадения ее в р. Катунь. Ближайшая ж.-д. станция и пристань—гор. Бийск (90 км), с которым О.-Т. связана трактом с автосообщением. Аэропорт линии Новосибирск—Ойрот-Тура. С начала первой пятилетки О.-Т. стала городом с сильно выросшим населением (в 1928—6 т. ж.; к 1935—17,4 Т. ж.). Близ города—лесозавод, кожевенный и кирпичный з-ды. МТС.

ОЙРОТЫ—народ, принадлежащий к сев.-зап. ветви тюркских народов. Населяют Сев. Алтай и объединены в Ойротскую автономную область РСФСР. Племенное подразделение О.: алтай-кижи, или алтайцы (в узком смысле)—с наибольшей территорией; теленгеты—по pp. Чуе, Башкаусу и Чулышману; тубалары— ка таежном востоке области; лебединцы—по р. Лебеди; телеуты—гл. обр. на юге б. Кузнецкого окр.; кумандинцы—по реке Бие. Наречия О. относятся к с.-з. ветви тюркских языков. Общая числ. О. в СССР, по переписи 1926, ок. 51 т. ч., а по исчислениям 1931—ок. 58,5т. ч., в т. ч. около 45 т. ч. в Ойротской авт. обл. Главное занятие—скотоводство, охота, ореш-ный промысел и земледелие (в сев. части области). Развито маслоделие, сыроварение, сбор шерсти. В дореволюционной России О. вымирали под гнетом царских колонизаторов, промышленников, русского и местного кулачества (баев) и местных феодалов—зайсанов. Распространена была отработочная форма ренты. Среди религ. верований были распространены шаманизм и бурханизм и отчасти миссионерское православие. В наст, время О. вовлечены в общий процесс социалистич. строительства. О. в массе уже перешли на оседлость. Подавляющая часть х-в объединена в колхозы.

Вместе с ростом благосостояния ойротских масс успешно развивается их культурное строительство. Создан литературный язык на основе алтайского наречия, образована сеть школ и др. просветительных учреждений, работающих на родном языке.

О. с древнейших времен занимали Атгайскую горную возвышенность. С образованием в 13 веке империи монголов О. боролись с полчищами Чингис-хана. С распадом империи монголов О. вошлн «на договорных началах» в состав Джунгарского ханства, основанного в 15 веке ойрот-монголами (калмыками), от которых О. и заимствовали свое название. На базе развивавшегося скотоводческого и земледельческого хозяйства разложение родового строя привело к выделению феодальной верхушки в лице зайсанов и баев. Эксплоатация и экономическая зависимость трудового населения Ой-ротии от зайсанов и баев выражалась в таком пережитке родового строя, как «полыш*, по которому за временно предоставляемый скот трудовые массы должны были возвращать феодалам его приплод и заготовлять корм для скота феодалов, а также в форме «тен улеша»— своеобразной испольщины, «калана»—отработок за денежную ссуду, «айбикула»—долга, различных взысканий и т. п. После разгрома Джунгарского ханства Китаем в 1756 ойротские феодалы перешли на сторону России, увлекая за собой и трудовые массы О. При этом часть О., живших у китайской границы, оказалась на положении двойных данников, одновременно выплачивавших ясак Китаю и царской России. Окончательный переход О. под власть царской России в 1865 сопровождался массовым ограблением и расхищением общинных земель трудового населения.

Окаменелые крылья стрекозы, сохранившиеся в известняке каменноугольного периода.


Процесс колонизации Алтая самодержавием к концу 19 в. принял характер насильственного захвата царской администрацией и кулацкой частью русского крестьянства лучших земель и пастбищ О. В интересах земельных захватчиков 1/У 1899 был издан закон, по к-рому ограничивался размер землевладения О. до 18 десятин на душу населения. Освобождавшиеся при этом 6 млн. десятин ойротской земли были целиком захвачены кабинетом царя.

Закон 1899 встретил громадное противодействие не только со стороны трудящихся О., но и феодальной зайсанско-байской верхушки. В результате нац.-колониальной политики русского царизма в 1904—05 вспыхнуло нац.-освободительное движение, вылившееся в религиозную форму, известную под названием бурханизма.

В июле 1917 в Бийске был созван съезд представителей всех народов Алтая, потребовавший признания за ними политического самоопределения. Но только Октябрьская социалистич. революция положила конец всей системе национального и колониального угнетения ойротских масс (ср. Ойротская автономная область).

ОЙУНСКИЙ, Платон Алексеевич (р. 1893)— якутский писатель и общественный деятель. С 1917—член ВКП(б). После ликвидации колчаковщины руководил работой по организации сов. власти на местах. В 1922—25—пред. ЦИК Якутской ССР; в 1927—нарком просвещения Якутской ССР. В 1928—31 возглавлял Гиз. В годы гражд. войны революц. песни О. пользовались большой популярностью. Собирая и исследуя якутский фольклор, О. создал оригинальные сказки в стихах, отличающиеся большим мастерством. О. явился основоположником рифмованного музыкального метрикосиллабического стиха в якутской поэзии.

ОКА—1) р. в европ. части РСФСР, крупнейший и важнейший правый приток Волги. Начинается на выс. 257 м на С. Курской обл., со Средне-Русской возвышенности. Течет к С., а затем на В., Ю.-В. и С.-В. в МО и Горьковской обл. Впадает в Волгу у г. Горького. Дл. 1.520 к.н. Площ. бассейна 239.300 кл2. Важнейшие притоки: слева—Ж-издра, Угра, Москва и Клязьма, справа—Упа, Проня и Мокша с Цной. Широко разливается весной, летом сильно мелеет, замерзает на 225—240 дней. Судо-ходна на 1.340 км (регулярное судоходство на 889 к.н от г. Коломны при устьи р. Москвы). Наиболее значит, пристани—Калуга, Серпухов, Рязань, Касимов, Муром и Горький. Перевозятся гл. обр. хлеб и лес. 2) Р. в Сибири, левый приток Ангары, дл. 800 кн. Судоходство незначительно.

0 НАМ ЕН ЕЛ ОСТИ—остатки животных и растительных организмов, подвергшиеся окаменению. Изучаются наукой палеонтологие й.

О. могут получаться различными способами. После смерти организма мягкие части его сгнивают, а твердые (раковина или внутренний скелет) покрываются песком или илом и вновь отлагающимися пластами земли. Разрушение твердых частей происходит медленно, посредством

гг


if. С. Э. т. VII



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.