71    МОНОСАХАРИДЫ—МОНОХОРД    72

объединениями части прибыли, созданной на предприятиях, не объединенных в капиталистические монополии и не монополизированных отраслей («диких», «аутсайдеров»). Подобное присвоение осуществляется в частности путем продажи средств производства (сырья, топлива и т. д.) необъединенным капиталистам по высоким М. ц.

Третий источник—экспроприация простых товаропроизводителей, т. е. мелкого крестьянства, в особенности колониального. Прибегая к мерам экономического и внеэкономического воздействия, капиталистич. монополии принуждают мелких товаропроизводителей продавать им сырье по крайне низким ценам, реализуя в то же время среди них свои товары по высоким М. ц.

Сопротивление монополистов понижению М. ц. в условиях мирового экономического кризиса способствовало его углублению и обусловило его затяжной характер. Так, напр., М. ц. на сырье и полуфабрикаты в Германии снизились (1932 к 1929 в процентах) до 80%, в Польше—98%, в Австрии—94%, в то время как цены «свободные» соответственно снизились до 49%, 56% и 73%.

Ярким примером извращения учения Маркса—Ленина является теория М. ц. с.-д. теоретика Гильфердинга. Анализируя источники монопольной сверхприбыли, Гильфердинг совершенно игнорирует усиление эксплоатации рабочего класса и неэквивалентный обмен с мелкими товаропроизводителями. Заклятый, но еще не разоблаченный в то время, враг народа Бухарин утверждал, что закон трудовой стоимости теряет свою силу в период господства монополий и что «рыночные пены назначаются государством*. Утверждая, что законы развития капитализма перестают действовать в период монополистического капитализма, Бухарин полностью отрицал учение Ленина об империализме.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. III, 8 изд., [М.], 1936; Л е в и н В., Империализм, как высшая стадия капитализма, Соч., 3 изд., т. XIX; Новые материалы к работе В. И. Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма», 2 изд., [М.], (936; С т а л и н И., Отчетный доклад XVII съезду партиио работе ЦК ВКП(б),в его кн.: Вопросы ленинизма, 10 изд., [М.], 1935.

МОНОСАХАРИ'ДЫ, монозы—простые углеводы, сахар, не распадающиеся на более простые углеводы. Примеры М.—глюкоза, фруктоза и др. Углеводы, распадающиеся на два более простых, присоединяя при этом 1 молекулу воды, называются дисахаридазш. Пример—тростниковый сахар (сахароза). Углеводы, распадающиеся на большее число М., называются полисахаридами. Пример—крахмал.

МО НО СОМ ИЯ (греч.)—тип двойного уродства, когда спаянные однояйцевые близнецы имеют одно общее тело и раздельные головы на общей шее при общем атланте или головы соединены сзади в затылочной области или при одной общей голове имеются два лица.

МОНОТЕИ'ЗМ (греч,—единобожие)—вера в существование единого бога. Первые следы М. встречаются уже в религиях древнего мира, напр, в Вавилонии, Египте. Централизованные деспотические монархии древнего мира, с неограниченной властью царей, получают фантастическое отражение в головах людей в виде веры в существование небесной монархии и главного бога, отца других богов, к-рые ему беспрекословно повинуются. Это возвышение одного бога среди других, получившее в науке

название генотеизма, является переходной ступенью от политеизма (многобожия) к единобожию. В вавилонской религии, напр., имеются уже представления, что бог Мардук есть всеобъемлющее божественное начало и все другие боги—только проявления его свойств.

Таким же отражением деспотической организации явился и бог древнего Израиля—воинственный и мстительный Ягве (Иегова). Религия Израиля только в позднейшей стадии своего развития стала монотеистической (см. Иудаизм)-, в более раннюю эпоху, когда еще не выработался культ единого Иеговы, это был ге-нотеизм. Древние евреи этого времени поклонялись Иегове, как своему богу, и верили, что у других народов также имеются свои боги.

Христианство с его культом триединого бога (бог отец, бог сын п бог дух святой) только приближается к М. Более последовательным М. является ислам.

В конце 19 в. англ. ученый Эндрью Лэнг, а затем кардинал В. Шмидт выступили с теорией первобытного М., утверждая, будто первоначальной формой религии была вера в единого бога. Эта теория, имеющая целью укрепление религии, противоречит всем данным истории и этнографии, тем не менее она была подхвачена реакционными кругами бурж. ученых, т. к. идеализирует корни религии и ведет к признанию существования бога. В. Шмидт утверждает, что первобытный М. мог возникнуть только на основе божественного откровения. Сов. историки первобытного общества разоблачили эту поповскую квазинаучную теорию.

МОНОТИ'П—см. Наборные машины.

МОНОТО'ННОСТЬ (греч.)—однозвучность, однообразность.

МОНОТОННЫЙ (греч.)—однообразный.

М0Н0ТР0ПНЫЕ ВЕЩЕСТВА (греч.)--гакие твердые полиморфные (см. Полиморфизм) разновидности одного и того же вещества (напр, желтый и красный фосфор), которые можно перевести одну в другую лишь через жидкое состояние.

МОНОФЕЛИТЫ (от греч. «единая воля»)— религ. течение в христианстве, возникшее в Византии в 7 в. Учение представляло попытку примирить монофизитов Сирии и Египта с византийской властью и православием путем компромиссной формулы. Сущность ее сводилась к тому, что в христе две природы (божья и человеческая), но одна воля. Противники М., православные, выдвигали еще более логически абсурдную формулу, что в христе как в богочеловеке две природы и две воли. Осуждены М. на т. н. 6-^1 Вселенском соборе (680). ,

МОНОФИЗИ'ТЫ (от Греч, «единаяприрода»)— христианское движение 5 в., считавшее Христа не богочеловеком, а богом. Осуждены на т. н. 4-м Вселенском соборе (449). Подверглись гонению со стороны византийских императоров. М. были очень популярны среди притеснявшегося византийской служилой и землевладельч. знатью туземного населения Сирии и Египта. Из последнего М. распространились по Абиссинии. Сами по себе споры о том, был ли Христос богом или человеком, являлись лишь прикрытием политич. и экономич. интересов социальных групп, на которые распадалось население Восточно-римской (Византийской) империи. На Востоке еще поныне сохранились остатки М. (иаковиты). Ср. Монофелиты.

МОНОХО'РД (греч.—однострунник) — музыкальный акустический прибор для изучения




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.