7f9    ОПСОНИНЫ-ОПУПЦПЯ    750

ные, конные и моторные, работающие одновременно несколькими наконечниками. От формы и устройства наконечника зависит характер струи.

ОПСОНИ'НЫ (греч.) — особые вещества нормальной сыворотки крови, усиливающие фагоцитоз различных бактерий белыми кровяными тельцами (лейкоцитами).

ОПТАТИВ (лат.)—в грамматике некоторых языков (напр, древнегреческого) желательное наклонение глагола; по-русски передается при помощи сослагательного наклонения.

ОПТА'ЦИЯ (лат.)—выбор гражданства, обычно предоставляемый населению территории, переходящей от одного гос-ва к другому. Оптант ы—выбирающие то или иное гражданство. Формы и последствия О. различны: декларация, обязательный или необязательный переезд и др. По советско-турецкому договору 1921, оптанты имеют право свободного выезда; по советско-польскому 1921, каждое пр-во может потребовать их обязательного выезда, а по советско-эстонскому договору 1921, оптанты обязаны к выезду.

О'ПТИНА—отдел физики, изучающий свойства света; в более общем смысле—учение о лучистой энергии, одним из видов которой является свет.

Лит. см. при статьях Свет и Физика.

ОПТИМА'ЛЬНЫЙ (лат.)—наиболее благоприятный, наилучший.

ОПТЙМАТЫ—в древнем Риме название партии «лучших» людей, впервые появившееся в середине 2 века до хр. э. О. выражали интересы выродившейся римской олигархии нобилитет а—знати поздней Римской республики. Отличались крайней неразборчивостью в средствах классовой борьбы. В отдельные моменты острой классовой борьбы (например во время движения Гракхов) О. жестоко расправлялись с восставшими массами.

ОПТИМИ'ЗМ—радостное, бодрое мировосприятие, убеждение в том, что положительное лп-■бо доминирует над отрицательным либо должно восторжествовать над ним.

В домарксовской материалистической философии О. нашел свое выражение в радостном утверждении земного бытия (О. пронизано материалистическое учение эпикурейцев, элементы О. имеются у франц. материалистов— идеологов революционной франц. буржуазии).

В идеалистической философии О. связан с признанием духовного начала, бога, в качестве разумного творца мира. В древнегреч. философии такого типа О. развивался идеалистом Платоном в его «Тимее». Высшее начало, демиург (бог как зодчий вселенной), по Платону. творит благой чувственный мир. В новой философии этот О., непосредственно связанный с теологией, наиболее ярко выражен Лейбницем, утверждавшим, будто бы бог создал наилучший из всех возможных миров. Термин

< 0.» был введен критиками Лейбница. Особен-rib резко против О. Лейбница, защищающего •бога как мудрого творца вселенной, выступил Вольтер в своем «Кандиде».

О. пролетариата в корне отличен от созерцательного О. представителей домарксовского материализма и резко враждебен идеалистическому О. Пролетарский О.—это О. единственного в истории последовательно-революционного класса, уничтожающего эксплоатацию человека человеком, переделывающего жизнь в интересах всего угнетенного человечества и строящего новое, бесклассовое общество. Рабочий класс оптимистичен, ибо он убежден в своей победе (в торжестве коммунизма), его О.—это не созерцательное восприятие жизни так, как она есть, и не беспочвенная вера в лучшее будущее. Его О. действенен, т. к. основан на научном анализе всего исторического развития человечества и подтверждается практикой соцналистич. строительства в СССР. «Рабочий класс не гибнет, а растет, крепнет, мужает, сплачивается, просвещается и закаляется в борьбе. Мы — пессимисты насчет крепостничества, капитализма и мелкого производства, но мы — горячие оптимисты насчет рабочего движения и его целей» (Ленин, Рабочий класс и неомальтузианство, Соч., т. XVI, стр. 498).

ОПТИЧЕСКАЯ ОСЬ (прибора)—прямая, совпадающая с лучом света, к-рый проходит через систему оптических стекол, нигде в них не преломляясь, напр, в микроскопе прямая, проходящая через центры всех линз.

ОПТИЧЕСКАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ — основанный на использовании света способ передачи приказаний или сообщений между судами на море, или с судна на берег, или между двумя точками земной поверхности. При дневном свете используют видимые движения рук или специальных устройств (семафор), поднимают разные сочетания флагов или геометрических тел, а также используют мигание направленного луча света (гелиограф). Ночью применяют сигналы разных цветов пли интенсивностей (огни маяков, ж.-д. станций), атакже направленные лучи света (фонарь Ратьера). Особое значение имеет О. с. невидимыми лучами (ультракрасными и ультрафиолетовыми).

ОПТИЧЕСКАЯ СИЛА—величина, иногда применяемая для характеристики оптических свойств линз. О. с. есть величина, обратная главному фокусному расстоянию линзы. Ее измеряют в диоптриях. Линза с фокусным расстоянием в 1 л имеет О. с. в 1 диоптрию; соответственно .линзы с фокусными расстояниями в

20, 40,50,... см имеют О. с. в 5, 2V2,2,... диоптрии. Характеристика линз по их О. с. особенно часто применяется по отношению к очковым стеклам. В других случаях более принято указывать фокусное расстояние линзы.

ОПТИЧЕСКИЕ ИЗОМЕРЫ—см. Стереохимия.

ОПТИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ — приборы, действие к-рых основано на способности световых лучей испытывать преломление, отражение, дифракцию, поляризацию и т. д. Существенной частью их являются зеркала, оптические стекла, призмы и пр. Они предназначаются для получения изображения предметов (увеличенного или уменьшенного), для исследования спектра света, поляризации и вращения ее плоскости теми или иными телами и др. Примеры О. п.: лупа, телескоп, микроскоп, спектроскоп, сахариметр.

ОПТИЧЕСКИЕ СТЕКЛА—см. Линза.

ОПТИЧЕСКИЙ ОБМАН—см. Иллюзия.

ОПТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР—точка в оптическом стекле (линзе) или в системе линз, обладающая тем свойством, что лучи света, проходящие через нее, выходят из стекла, не изменяя своего первоначального направления. Для тонкого выпуклого стекла О. ц. лежит приблизительно на середине линии, соединяющей вершины обеих поверхностей, ограничивающих стекло.

ОПУНЦИЯ, Opuntia—род растений сем. кактусов с плоскими стеблями и шипами вместо листьев; известно ок. 150 видов. Родина—Сев.






Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.