м

МОДИЛЬЯ'НИ (Modigliani), Джузеппе Эммануэле (р. 1868)—одни из вождей итал. с.-д.-реформистов. Вместе с Турати возглавлял крайнюю правую группу социалистич. партии. Чл. Палаты депутатов в 1913—26. Участвовал в Кинталъской конференции, выступая против циммервалъдской левой. В 1922, после окончательного раскола социалистич. партии—один из организаторов объединенной социалистич. партии. Бежал из Италии (1927). В вопросе об единстве действий между итал. социалистич. партией и компартией для борьбы с фашизмом занимал отрицательную позицию.

МОДИФИКАЦИЯ (лат.) — 1) видоизменение отдельных свойств и состояний предмета, к-рое не связано с изменением его сущности, его качества. 2) В биолог и и—высокое отклонение в строении от родительских форм; возникает под влиянием внешней среды.

МОДЛИН, б. Новогеоргиевс к—крепость в Польше, в устьи Западного Буга и у реки Вислы, на ж. д. Варшава—Данциг; длина укреплений—60 км.

МО'ДУЛЬ (лат.—мерка), 1)в математи-к е—выражение, употребляемое в нескольких смыслах: М. комплексного числа a+bi есть число, равное Уаг + Ьг; оно обозначается так: |a+bi|. В теории логарифмов—постоянный множитель, на к-рый нужно умножить логарифмы, взятые при одном основании (одной системы), чтобы получить логарифмы тех же чисел при другом основании (другой системы); он равен логарифму нового основания, взятому по первоначальной системе, т. е. log6x=Mloga х, где

M=log;,    ^ чисел теории два числа назы

ваются сравнимыми по данному М., если разность их делится на М., т. е. если оба они при делении на М. дают одинаковые остатки, напр, число 23 сравнимо с числом 47 по модулю 3 [23 5Е 47(mod. 3)]. 2) В физике: а) М. упругости — число, характеризующее упругие свойства материала; представляет собой отношение величины нагрузки на единицу поверхности к деформации (т. е. к изменению размеров тела). Чем больше модуль упругости, тем меньше деформация тела при данной нагрузке; б) М. сопротивления, или момент сопротивления — число, характеризующее способность тела данного сечения сопротивляться действию изгибающих пли вращающих сил.

МОДУЛЯ'ЦИЯ—1) процесс изменения токов высокой частоты при помощи токов более низких частот (большей частью звуковых) с целью передачи по радио речи, музыки или телевидения.

Электрические токи, возникающие в микрофане при разговоре или при исполнении музы-

кального произведения, имеют низкую (звуковую) частоту. Токи низкой (звуковой) частоты не обладают способностью, протекая по проводам, вызывать электромагнитнгле волны, распространяющиеся в окружающем пространстве. Этими свойствами обладают только токи высокой частоты. Поэтому при передаче речи или музыки незатухающие колебания высокой частоты, играющие роль передатчика, превращают в звуковые соответственно закону изменения микрофонных токов. Лампа, к-рая выполняет эти функции, называется модулятором. При приеме функции, обратные модулятору, выполняет детектор, к-рый иначе называют демодулятором^.

2) В м у з ы к е—переход из одной ладо-тональности в другую. Поскольку в муз. произведении б. ч. лишь главная ладотональ-ность устойчива, а все остальные ладотональ-ности неустойчивы, М. в гармоническом плане данного муз. произведения выполняет три основные функции: 1) в первой части муз. произведения (трехчастная муз. пьеса, сонатное allegro) М. нарушает состояние ладовой устойчивости посредством перехода из главной ла-дотональности в другую, новую ладотональ-ность, определяя тем самым дальнейшее гармоническое развитие; 2) в средней части произведения М. поддерживает состояние неустойчивости путем чередования разных неустойчивых ладотональностей; 3) перед заключительной частью (реже—внутри нее) М. восстанавливает устойчивость посредством утверждения (возврат и закрепление) главной тональности. См. также Гармония, Лад.

МО’ДУС (лат.)—1) в средневековой философии известное состояние мышления и бытия. Так, различали М. бытия, М. познания, внешний М., реальный М., абсолютный М. и т. д. В новое время понятие это встречается у Декарта, Спинозы и Локка. У Декарта М. сближается с понятием атрибута и качества. Спиноза называл конечными М. (модификациями) отдельные проявления субстанции, неизбежно вытекающие из ее атрибутов. Миром конечных М. Спиноза обозначал совокупность отдельных вещей природы (природа рожденная) в отличие от субстанции—природы рождающей. У Локка М. означает нечто зависящее от субстанции.

2) В формальной логике М. употребляется для обозначения различных видов умозаключений в 4 фигурах силлогизма. 3) Термин «М.» применяется в политической жизни как понятие «норма», например М. представительств а, т. е. избирательная норма.

МОЕВКА, или чай к а т р е х п а л а я, Ris-sa tridactyla — птица семейства чаек; отличается от других чаек отсутствием заднего пальца. Гнездится большими обществами на поляр-










Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.