75 МОНТЕВЕРДИ—МОНТЕР 7в

на которых сидели М. Некоторые историки (Блос) неточно распространяют это название на левую Учредительного и Законодательного собраний. Являясь в социальном отношении представителями гл. обр. мелкой и средней буржуазии, все более завоевывая господствующее положение в якобинском клубе (см. Якобинцы) и опираясь на революционный Париж, М. должны были при пассивности кон-вентского центра, Болота, переходившего с одной стороны на другую, выдержать упорную борьбу с жирондистами, особенно обострившуюся по вопросам о казни короля и максимуме, которых Жиронда не хотела допустить. После падения жирондистов 2 июня 1793 М. сделались правящей группировкой. Не вводя в жизнь выработанную ими демократическую конституцию 1793, они в целях концентрации рево-люц. сил осуществляли революц. диктатуру, защищая революц. Францию от натиска внешней и внутренней контрреволюции. В 1794 среди М. резко обозначилось несколько направлений, руководимых Робеспьером, Дантоном и Эбером (см. Эбер и Эбертисты) и расходившихся между собой по вопросам о дальнейшем применении террора, об отношении к более зажиточным слоям буржуазии и бедноте, религиозной политике и др. Несмотря на торжество Робеспьера, разногласия среди М. подрывали их силу как политич. группировки. Колебания М. как промежуточной классовой группировки вызвали отход от них широких масс и способствовали резкому повороту к реакции— Термидору, после которого часть М. сама перешла на сторону контрреволюции, а сохранившие верность революц. принципам подверглись казни, ссылке или оказались слишком слабыми, чтобы помешать усилению реакции.

Название «М.» встречается во Франции также в период революции 1848. Это название носила партия радикальной мелкой буржуазии в Учредительном собрании 1848—49 и в Законодательном собрании 1849—51. Во время Июньского восстания 1848 мелкая буржуазия совместно с крупной выступала против рабочего класса, но в период президентства Луи На-полеойа Бонапарта М. пытались протестовать против реакции и сблизиться с социалистами, образуя т. и. социально-демократическую партию. М. выступали против организованной правительством посылки войск в Рим для помощи папе в борьбе с революцией и организовали 13/VI 1849 неудачное выступление против президента Луи Бонапарта. Маркс называл Гору в Законодательном собрании с ее «демократическими позами и заимствованными у 1793 года фразами пародией на старую Гору» (Маркс и Энгельс, Соч., т. VIII, стр. 37). В период Парижской коммуны 1871 продолжателями дела монтаньяров Французской буржуазной революции выставляли себя мелкобуржуазные и радикально настроенные якобинцы.

МОНТЕВЕ'РДИ (Monteverdi), Клаудио (1567— 1643)—крупнейший итал. композитор 1-й пол.

17 в., одни из создателей музыкальной драмы (см. Опера). С 1601 служил придворным капельмейстером в Мантуе, где были поставлены его первые две оперы: «Орфей» (1607) и «Ариадна» (1608), сделавшие эпоху в истории муз.-драматич. искусства. С 1613 до конца жизни работал в Венеции в должности капельмейстера и органиста собора св. Марка. М. принадлежит ряд произведений полифонической—культовой и светской—музыки (8 книг мадригалов, канцонетты, скерцо, мессы и др.); но основное историческое значение М. определяется его муз.-драматпч. композициями, из которых сохранились до наших дней его оперы «Орфей», «Возвращение Улисса» (1630), «Коронация Поппеи» (1643), отрывок из оперы «Ариадна» («Плач Ариадны»). Решительно отойдя от опер-пасторалей первых флорентинских мастеров (Пери—Риннучини), М. в своих муз.-драматич. композициях создал «бШо сопскаю» («стиль страстной выразительности»), использовав и подчинив все средства художественной экспрессии динамичному развертыванию действия, реалистической обрисовке характеров. Он возвысил речитатив до яркой мелодической декламации, превратил небольшой инструментальный ансамбль в красочный оркестр (в «Орфее» до 40 ч.), играющий роль симфонического толкователя музыкальной драмы; ввел оперную увертюру («токкату»). «Влюбленный в колорит и движение», он широко пользовался для выражения человеческих эмоций самыми смелыми гармоническими контрастами, изобретал яркие оркестровые эффекты (тремоло, пиц-ц-икато). В операх М. ясно намечены контуры основных форм арии, дуэта, интермеццо и даже лейтмотивной (см. Лейтмотив) разработки муз. характеристик. Особенно интересно последнее произведение М. «Коронация Поппеи», в к-ром 76-летний композитор создал первый глубоко реалистический образец исторической муз. драмы.

Лит.: ‘Креям ар Г., История оперы, Л., 1925; Р о л л а н Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, М., 1931.    Г. X.

МОНТЕВИДЕО—столица республики Уругвай (Южная Америка), лежит вустьи Ла Платы; 666 т. ж. (1935). Ж.-д. узел; важный порт Южной Америки. Грузооборот ок. 15 млн. то (1935). Экспорт хлеба, мяса и кож. Важный центр рабочего движения. Ун-т. М. основан португальцами в 1726.

МОНТЕ-КАРЛО— гор. в княжестве Монако, на берегу Средиземного моря и на ж. д. Марсель— Ментона; 9 т. ж. (1933). Пользуется огромной популярностью среди мировой буржуазии не столько благодаря своему прекрасному климату, сколько благодаря игорному дому, к-рый содержится акционерной компанией, выплачивающей государству около 2 млн. долл. арендной платы.

МО НТ ЕКР И' СТО—мелкокалиберное патронное ружье, употребляемое для стрельбы по мелкой птице или для забавы.

МОНТЕКУ'КНОЛИ (Моп1есиссоН), Раймунд (1609—80)—австр. генерал, участник Тридцатилетней войны; в конце 50-х и нач. 60-х гг.

17 века воевал со шведами, затем—с турками, напиравшими на Венгрию; в 1-й половине 70-х гг. командовал войсками римско-герм. империи, отражавшими попытку Людовика XIV овладеть Голландией, и успешно сражался с Тюренном и Конде. Пользовался репутацией выдающегося стратега, хотя и навлекал на себя упреки в медлительности.

МОНТЕ'ЛИУС (МотеНиз), Оскар (1843— 1921)—шведский археолог. Предложил так называемую типологическую эпохизацию праистории—по типам орудий. Работы: «Древние периоды культуры на Востоке и в Европе», в

2 тт., 1903 и 1922, и др.

МОНТЕ'Р (франц.)—сборщик, установщик машин. Электро-М. называют рабочего по электрической проводке и ремонту ее.





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.