77    ÏICHTEi-ЕГ. -МОН-ХМЕР    78

МОНТЕРЕЙ (Monterey)—город в Мексике, ! главный город штата Нуево Леон; 137 тысяч жителей (1935). Важный железнодорожный узел. Единственный в Мексике центр черней металлургии.

МОНТЕ-РОЗ А—горный девятиглавый массив в ю.-в. части Пеннинских Альп, на швейцар-ско-итальянской границе; богат ледниками. Гл. вершина—Дюфур, 4.638 .и.

МОНТЕСКЬЕ' (Montesquieu), Шарль Луи (1689—755)—франц. политич. писатель, один из родоначальников европейского либерализма; сын дворянина-судьи, советник бордоского парламента. «Персидские письма» М., 1721 (есть рус. пер.),—едкая сатира на дворянское общество и на неограниченную монархию. В «Рассуждениях: о причинах величия римлян и их упадка», 1734 (есть рус. пер.), М. идеалистически объяснял величие и судьбу Рима его «гражданским духом», «народным характером» и политич. учреждениями. В своем главном сочинении «Дух законов», 1748 (есть рус. пер.), М. делает попытку объяснить создание законов естественными и социальными условиями—климатом, почвой страны, численностью, родом занятий, богатством и нравами ее жителей, определяя закон как «необходимое отношение, вытекающее из природы вещей», и отождествляя его с законом природы. Политич. учреждения, по мнению М., созданы законом, но определяют, в свою очередь, нравы и экономику страны. Против абсолютизма М. выдвигает идею правового гос-ва с разделением властей, в целях их «равновесия», на законодательную, исполнительную и судебную. Теория разделения властей и их равновесия, как уступка со стороны либерального слоя служилого дворянства поднимавшейся буржуазии, легла в основание буржуазных конституций.


МОНТЕССО'РЙ (Montessori), Мария (р. 1870)— итал. педагог. Будучи врачом, работала над воспитанием дефективных детей, следуя приемам французских педагогов-дефектологов Ита-ра и Сегэна. В 1907 организовала дошкольное учреждение для детей 3—6 лет, назвав его «Домом ребенка*. Философские основы ее педагогической системы—это субъективный идеализм, близкий к философии Бергсона, мистицизм (М.—ярая католичка), смешанный с биологизмом. В частности в основу воспитания М. кладет понятие «биологической свободы», толкуемой как независимость человека от услуг других людей, понятие «послушания в свободе», идею «сотрудничества классов». Широкую известность приобрела ее система воспитания органов чувств и тонких двигательных процессов у детей дошкольного возраста. Заслуживающим внимания в системе М. является разработанный ею дидактический материал: набор специальных пособий для воспитания внешних чувств (зрения, слуха, осязания) и моторных (двигательных) реакции детского организма. Недостатком дидактического материала М. является его абстрактность и сухость, недоучет творчества ребенка и значения игры в жизни ребенка. Главнейшие сочинения М.: «Дом ребенка» (рус. пер. 1918), «Самовоспитание и самообучение в начальной школе* (русский перевод 1922).

МОНТЕСУМА, точнее Моктеусома—имя двух правителей гос-ва ацтеков в древней ..1с-ксике. При М. Младшем (1502—20) в Мексику вторглись под начальством Кортеса испанские завоеватели—конкистадоры. При восстании населения против испанцев М. был лишен последними свободы, оставлен заложником и «тринуждеп признать себя вассалом ими. Карла V (Карла I Испанского). Во время вторичного восстания населения против испанцев М. стал убеждать восставших предоставить испанцам свободный пропуск из города, за что был побит камнями и умер от полученных ран.

МОНТРЁ (Montreux)—курорт в швейцарском кантоне Во, пристань на Женевском озере, узловая станция Симплонской железной дороги, исходный путь подъема на горы, где расположен ряд других курортов; постоянных жителей—17 т. (1934), приезжих ежегодно—около 70 тыс. чел.

Конференции в Монтрё. В М. в июне—июле 1936, по инициативе Турции, поддержанной СССР, состоялась конференция по пересмотру Лозаннской конвенции (1923) о проливах. На конференции в М. участвовали СССР, Турция, Англия, Франция, Румыния, Болгария, Греция, Югославия, Австралия и Япония. Италия, приглашенная на правах участницы Лозаннской конвенции, не пожелала быть представленной. Новая конвенция (20/VI 1936) полностью восстановила турецкий суверенитет в проливах.

МОНТЭ'НЬ (Montaigne), Мишель (1533—92)— франц. философ и писатель. Представитель эпохи Возрождения. М. изложил свои взгляды в сборнике, к-рый назван «Опыты» (первые два книги вышли в Париже в 1580). Этот сборник более всего напоминает дневник, обнимающий целую человеческую жизнь. М.—скептик, неустанно подчеркивающий слабость человеческого разума и обманчивость чувств. Представитель служилого дворянства, живший в эпоху религиозных (гугенотских) войн во Франции (2-я пол. 16 в.), М. в вопросах политических—■ сторонник сильной королевской власти, в к-рой он видит спасение от ужасов гражданской войны. Интересны педагогич. воззрения М. Цель воспитания, по мнению М., не создание из ребенка специалиста, напр, врача, юриста и т. п., а развитие в нем чувства симпатии к людям, твердой вали, уменья пользоваться жизнью и переносить ее невзгоды. Влияние М. сказалось на ряде писателей: Бэконе, Шекспире, Паскале и др. «Опыты» переведены на русский язык («Пантеон литературы», СПБ, 1891, Л°>ё 3, 6, и 1892, 2, 9 и след.).

МОН У ME'HT (лат.)—памятник. Монументальны й—прочный, огромный, солидный.

МОНФЕРРА'Н (Montferrand), Огюст (1786— 1858)—франц. архитектор и инженер, работал в России. В его работах (Исаакиевский собор в Ленинграде и др.) монументальный стиль классицизма сочетался с элементами упадочного эклектизма середины 19 в.

МОНФО'Р (Montfort), графы: 1) Симон (1160— 1218)—вождь крестоносцев в Альбигойских войнах (см. Альбигойцы); 2) Симон (1206—65)— сын предыдущего, регент Англии; возглавлял борьбу феодалов и городов с королем Генрихом III, способствовал установлению в Англии парламента (1264). Был убит в бою.

МОН-ХМЕР—языковая группа народов, родственная мунда и живущая в нек-рых частях I Индо-Китая (Камбоджи, Сиаме, Аннаме и Бир-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.