787 OFKECTFOBFA—ОРЛЕНЕВ 788

техникой исполнения форма О.—симфонический оркестр, состоящий из самостоятельных групп смычковых, духовых деревянных и духовых медных (с добавлением арфы и ударньсх инструментов). Малые смешанные О. состоят из соединения полных и неполных групп разнородных инструментов, напр.: малый симфонический О.—соединение полной группы смычковых с неполными группами деревянных и медных духовых инструментов; малый духовой О.—соединение полной группы медных с неполной группой деревянных духовых инструментов (обычно—флейта и кларнеты). См. также Оркестровка. 2) Место перед сценой в театре, где помещаются музыканты.

ОРКЕСТРО'ВКА—искусство писать (или ар-ранжировать) музыку для оркестра. Искусство О. основано на умении мастерски использовать в целях художественного раскрытия идейноэмоционального содержания данного произведения свойства и особенности муз. инструментов: 1) сливаться при известных условиях с другими инструментами в однородную, единую звучность и 2) выделяться при других условиях из общей звучности. Искусство О. дает возможность добиваться в нужных случаях яркого компактного звучания всего оркестра или отдельных, входящих в него групп инструментов, раскрывая исключительное богатство и разнообразие оттенков звука (тембров), по силе муз. образности ставящие оркестр неизмеримо выше любого муз. камерного ансамбля.

Развиваясь в течение двух последних столетий, искусство О. достигло наибольшего развития в области симфонического оркестра. Родоначальниками современной О. следует считать Гайдна, Моцарта и Бетховена. С развитием искусства О. связано увеличение состава оркестра и пополнение его все новыми инструментами. Наибольшее влияние на развитие О. оказали композиторы: Л. Бетховен, К. М. Вебер, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Вагнер. Среди выдающихся мастеров О. следует упомянуть: Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Дж. Мейербера, М. Глинку, А. Бородина, П. Чайковского,

Н. Римского-Корсакова, А. Глазунова, А. Лядова, К. Дебюсси, М. Равеля, И. Стравинского, С. Прокофьева и др.

Авторы пособий по О. (на рус. яз.): Геварт, Гиро, Римский-Корсаков, Ильинский.

ОРКИШ—вид пшеницы из группы полб, то же, что однозернянка.

ОРКНЕЙСКИЕ ОСТРОВА. Оркадские

о-ва (Orkney)—группа из 67 о-вов в Атлантическом ок., у сев. оконечности Шотландии, в составе к-рой образуют особое графство; площ. 975 кмг; равнинны, безлесны; много озер и болот, высшая точка 477 м; климат мягкий, сильно ветреный; лишь 36 о-вов обитаемы;

22 т. ж. (1935). Земледелие (овес, ячмень) и рыболовство (сельдь, треска); разводятся овцы, крупный рогатый скот, свиньи, лошади, домашняя птица. Торговля рыбой, шерстью, перьями. Наиболее значительный о-в — Помона (Мейнленд), с гл. гор. Керкуол (гавань).

ОРЛА'НДО (Orlando), Витторио Эмануэле (р. I860)—-итал. гос. деятель, был проф. права. Сторонник Джолитти. В 1897 О. — депутат, в 1903—05—мин. нар. образования, в 1907—09 и 1914—16—мин. юстиции, в 1916—мин. внутр. дел, в 1917—19—премьер. В 1919, вместе с Вильсоном, Клемансо и Ллойд Джорджем, — член «Совета четырех» Антанты для выработки мирного договора. Разногласия с Вильсоном по вопросу о Фнуме заставили О. выйти в отставку. Поддерживал фашизм при его зарождении, но впоследствии перешел в оппозицию. Оставил политич. деятельность в 1925.

ОРЛАНЫ, морские орлы, Haliaë-tus—род птиц из сем. соколиных. Массивные, крупные (до 95 см дл.) дневные хищники, похожие на настоящих орлов. Крылья длинные, пальцы с сильными когтями. Истреблением большого количества рыб и дичи О. вредны. Живут в Сев. полушарии. Представитель— белохвост. Рис. см. при ст. Орлы.

ОРЛЕА'Н—гор. во Франции, гл. гор. департамента Луары, порт на р. Луаре (связанный каналом дл. в 79 км с Сеной) и ж.-д. узел, аэропорт; 72 т. ж. (1931). Расположенный в плодородной местности, занимающий удобное транспортное наложение О. был ранее одним из центров Франции. Обмеление Луары и сооружение мощного парижского порта отодвинули О. на задний план. Значит, торговля с.’-х. товарами и каменным углем. Промышленность—гл. обр. по переработке с.-х. сырья. В эпоху Столетней войны подвергся длительной осаде англичан, от к-рой был освобожден Жанной д’Арк в 1429.

ОРЛЕАНИСТЫ—сторонники Орлеанского дома во Франции, в период Июльской революции стоявшие за конституционную монархию, в отличие от легитимистов, тяготевших к абсолютизму и стоявших за Бурбонов. После Февральской революции 1848 они утратили значение. но временно усилились после свержения Второй империи в Национальном собрании 1871. В 1883 остатки орлеанистов и легитимистов слились.

ОРЛЕАНСКАЯ ДЕВА—см. Жанна д’Арк.

ОРЛЕАНСКИЙ ДОМ—наименование некоторых франц. герцогских родов, происходивших от младших королевских сыновей, которым в виде удела давался гор. Орлеан. К О. д. принадлежали герцоги Орлеанские—Филипп Орлеанский (1674—723), регент 1715—23, в малолетство Людовика XV (см. Регентство), его сын Филипп Эгалите (1747—93), современник Франц. бурж. революции конца 18 в., и сын последнего Луи Филипп, впоследствии франц. король 1830—48. Герцогом Орлеанским именовал себя его правнук, сын графа Париоюского, также Луи Филипп (ум. 1926), «претендент» на франц. «престал». Принпамн Орлеанскими продолжают именовать себя младшие члены О. д.

ОРЛЕАНЫ—см. Орлеанский дом.

ОРЛЕАНЭ' (Orléanais)—дореволюц. провинция Франции, теперь частично вошла в департаменты Луары, Луар-э-Шер и Эр-э-Луар. В 1344 Филипп VI Валуа образовал из Орлеана и прилегающих к нему земель герцогство, наследственный удел своего сына Филиппа.

Несколько раз это герцогство соединялось с коронными землями и из них выделялось.

ОРЛЕНЕВ, Павел Николаевич (1869—932) — народный артист Республики. Начал сценическую карьеру в 80-х гг. с ролей водевильных простаков. В 1898, когда впервые была разрешена цензурой к представлению пьеса Ал. Толстого «Царь Федор Иоаннович», выдвинулся в Петербурге исполнением роли Федора. Следующие крупные роли — в инсценировках произ-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.