79 ЫОНЮШКО—МОПР so

ме) и на п-ове Малакке. Рассеяны мелкими группами. В наст, время—преимущ. примитивные собиратели и охотники. Были оттеснены сиамцами и аннамитами в болотистые местности. Общая числ.—ок. Vs млн. ч. В нач. средних вв. создали в Камбодже и соседних областях могущественное государство, существовавшее между 5 и 10 вв., и высокую культуру под индийским влиянием (развалины Ангкора, 12 в.).

МОНЮ'ШКО (Moniuszko), Станислав (1820— 1872)—польский композитор и муз. деятель; эпигон романтизма. Из его произведений (неск. опер, балетов, фортепианные пьесы, романсы, культовая музыка) наибольшим успехом пользовалась опера «Галька» (1846).

М00Н, пли Мух у—о-в в Балтийском м., при входе в Рижский залив, между о-вом Са-рема (Эзель) и берегом материка, от к-рого М. отделяется проливом Моонзунд. Принадлежит Эстонии. Площ. 204 км2, ок. 6 т. ж.—земледельцы п рыболовы. До 14 в. составлял одно целое с Саремой, от к-рого отделился образовавшимся проливом.

МО'ОНЗУНД, или С у р-В я й н—пролив в Балтийском м., между материком и о-вами Хиума (Даго), Сарема (Эзель) и Муху (Моон). Длина 64 км, ширина 6—19 км, глубина 5— 20 -н. Соединяет Рижский залив с выходом из Финского залива.

М00Р (Орлов, Дмитрий Стахиевич, род. 1883)—выдающийся сов. художник-карикатурист. Приобрел особенную популярность в ре-волюц. графике не только как политич. карикатурист (газета «Правда», журн. «Крокодил», «Безбожник» и др.), но и как автор плакатов. В годы гражданской войны графика М. явилась могучим орудием революц. агитации. Для М. характерна своеобразная графическая манера, где острота линий чередуется с резко очерченными черными пятнами, придающими большую выразительность рисунку. В 1936 в Москве была устроена юбилейная выставка М. по случаю 25-летия его художественной деятельности.

Лит.: Варшавский Л., Наша политическая карикатура, М., 1930.

МОПАССА'Н (Maupassant), Гюи, де (1850— 1893)—франц. писатель, реалист. Ближайший ученик Флобера, М. в целой серии мелких рассказов, повестей и романов с исключительным мастерством, конкретностью, естественностыо,клаесической простотой и прозрачностью языка развертывает картину нравов бурж. общества своего времени. Тут и трусливые и лицемерные провинциальные буржуа периода Франко-прусской войны («Пышка», «Койка № 29»), и наглые парижские карьеристы (ром.ан «Милый друг», 1885), и вырождающееся и обуржуазившееся дворянство (роман «Жизнь», 1883), и крестьяне-собственники, стремящиеся превратиться в рантье («Наследство» и др. рассказы), наконец, история двух братьев-врагов («Пьер и Жан»), Беспощадно обнажая эгоизм и сытую тупость буржуа, М. однако не видел выхода из неразрешимых для него противоречий бурж. общества. М. глубоко понимал трагизм гибели всего молодого и свежего в той беспощадной борьбе, к-рая характеризует современный ему обществ, строй. Жертвы этой борьбы вызывали у него горячее сочувствие, прорывавшееся сквозь объективную холодность натурализма и подчас фривольную, насмешливую форму его искрящихся остроумием рассказов. Отсюда ноты глубокого пессимизма и стремление бежать от человеческого общества. В такие периоды М. уезжал путешествовать, и шюдом этих поездок явились его путевые очерки—«На воде», «Бродячая жизнь» и др. Вступив в литературу вполне зрелым писателем, М. написал все свои многочисленные произведения в короткий срок —с 1880 по 1891..


Крайняя напряженность работы и мучительное чувство одиночества привели М. к тяжелому психическому заболеванию, от к-рого писатель и умер в лечебнице для душевнобольных (1893). М.—один из крупнейших новеллистов 19 в., имевший огромное влияние на развитие этого жанра в европ. литературах.

На рус. языке неск. изданий, лучшие—под ред. М. Лучицкой, Киев, 1904, изд. «Просвещение», СПБ, 1908,.изд. «Шиповник» в 30 тт., СПБ, 1911—12.

Лит.: Богданович А., Годы перелома, СПБ, 1901, Л? 1, отд. 2; II е н и а л ь Э д., Мопассан, его жизнь и творчество, М., 1910.

М0ПЕРТЮИ' (Маирегипэ), Пьер Луи (1698— 1759)—франц. математик. и философ. С 1745 был президентом Берлинской академии наук. М. боролся с физикой Декарта, являясь пропагандистом физики Ньютона во Франции. Он сформулировал принцип наименьшего количества действия, который, согласно его взглядам, состоит в следующем: количество действия, необходимого для того, чтобы произвести изменение в движении тел, бывает всегда наименьшим. Под количеством движения М. подразумевает произведение массы на скорость и на пространство, пробегаемое ею. Влияние М. сказывается на трудах Мендельсона и докрити-ческих трудах Канта.

МОПР, Международная организация помощи борцам революции—создана в Москве в сентябре 1922 по инициативе б. Общества старых большевиков. Эта инициатива была поддержана IV конгрессом Коминтерна. В наст, время (1937) секции и братские организации МОПР существуют в 74 странах мира, охватывая рабочих, крестьян, служащих, интеллигенцию и др.

МОПР оказывает моральную и материальную помощь всем жертвам белого террора, всем жертвам борьбы йротив фашизма и реакции, против нац. гнета. Для выполнения этой задачи секции МОПР ведут массовую работу по разъяснению сущности соврем’енного белого террора и буржуазной классовой юстиции и по информации общественного мнения о зверствах фашистских палачей, о жизни и борьбе узников тюрем и концентрационных лагерей капитали стич. и колониальных стран. МОПР про-; водит международные кампании в защиту жертв белого террора и фашизма, напр, кампании в защиту Тельмана, Ракоши, Антикайне-на, в защиту невинно осужденных чоношей-негров в Скоттсборо (США) и т. д. Каждый год в день Парижской коммуны (18/Ш) проводится во всех странах международный день МОПР. Второй такой же международный день МОПР проводится 12/ХII в честь памяти героев Кантонской коммуны в Китае под лозунгом защиты борцов нац.-освободительного движения в колониях и полуколониях.








Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.