86-    ОТЦОВСТВО—ОУЭН    85S

для крестьянина. И именно потому, что ее нельзя назвать больше мачехой, крестьянин стал оседать в деревне, и у нас не стало больше ни „бегства мужика из деревни в город“, ни самотека рабочей силы» (Сталин, Вопросы ленинизма, 10 изд., стр. 449).

Основой отходничества в СССР является гигантский рост социалистич. пром-сти и ее спрос на рабочую силу, рост потребности в сезонной рабочей силе (на лесозаготовках,торфоразработках и др.) и вытекающая отсюда необходимость перераспределения рабочей силы между с. х-вом и др. отраслями народного х-ва. Самая организация отхода в корне изменилась. Место дореволюционного стихийного «бегства мужика из деревни» занял организованный набор рабочей силы в деревне на основе договорных отношений пром. и хоз. организаций с колхозами и колхозниками. Пост. ЦИК и СНК СССР от 17/Ш 1933 установило правила отхода колхозников из колхозов и ряд льгот для колхозников, учитывая интересы колхозов и колхозников и необходимые условия планового регулирования отходничества.


ОТЦОВСТВО—кровная связь между отцом и ребенком. Установление О. имеет юридическое значение в наследственных и алиментных делах. Споры об О. разрешаются судом. Одним из доказательств О., по данным медицинской науки и судебной практики, далеко не бесспорным, является тождественный состав крови ребенка и предполагаемого- отца (Инструктивное письмо Гражд. кассационной коллегии Верховного суда РСФСР от 11/VI 1929; Циркуляр НКЮста и НКЗдрава РСФСР 1925, .\£ 120; Пост. Президиума Верховного суда РСФСР 5/А7 1935. прот'. >6 20).

ОТЦЫ ЦЕРКВИ — принятое у христиан обозначение церковных деятелей и писателей, к-рых христианские церкви (за исключением протестантских) считают высшим авторитетом в вопросах богословия наряду с «священным* писанием и решениями вселенских соборов. В действительности взгляды О. ц., которые жили в самой различной обстановке и в различные времена, нередко противоречат друг другу. Искусственно объединяя эти взгляды и замалчивая противоречия, богословы сплели систему церковного правоверия. О. ц. считаются: Афанасий Александрийскип, Василий Кесарийский (Великий), Григорий Богослов (На-зианзин), Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский. Иоанн Дамаскин (восточные О. ц.), Амвросий Миланский, Иероним, Августин и др. (западные О. ц.).

ОТЧЕТНОСТЬ—1) счетоводство учреждений и предприятий, к-рые по закону обязаны вести свои книги по установленным правилам и формам. 2) Совокупность документов, оправдывающих расходы учреждения и приведенных в нужный для контроля порядок. Строгая отчетность-необходимое условие правильного ведения дела.    —

ОТЯГЧАЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА — в угол, праве обстоятельства, повышающие социальную опасность деяния или деятеля и потому влекущие более тяжкое наказание. По сов. законодательству О. о. являются: а) умысел на восстановление власти буржуазии; б) возможность ущерба интересам советского государства или* трудящихся; в) совершение преступления группой или бандой; г) рецидив; д) корыстные или иные низменные побуждения; е) особая жестокость, насилие или хитрость, а также совершение преступления в отношении лиц, подчиненных преступнику или находившихся на его попечении, либо в особо беспомощном по возрасту или иным условиям состоянии (УК РСФСР, ст. 47 и соответств. статьи УК др. союзных республик).

ОУЛУ (швед. У л е а б о р г)—гор. в Сев. Финляндии, центр пров. О., порт в Ботническом вал., связан железной дорогой с Гельсинки; 26 т. ж. (1934). Вывоз леса и рыбы. Кожевенная промышленность.

О'УЭН (Owen), Роберт (1771—858)—англ. социалист-утопист. Родился в мелкобуржуазной семье. С отроческих лет начал сам зарабатывать средства к существованию. Быстро продвинувшись благодаря своим организаторским способностям,

О. с 1800 стал директором и совладельцем крупной бума-гопрядильни. В 1800—17 получил широкую известность как предприннматель-фплан-троп. Он ввел на своей фабрике 101/2-,1асовой рабочий день, организовал при ней школу, больничную кассу, потребительский кооператив, заботился о гигиеничности условий труда и т. д. С 1815 О. выступил с пропагандой фабричного законодательства, ограничивающего применение детского труда. В 1817 он впервые выдвинул идею организации коммунистических поселений, чтобы дать занятие безработным. В 1820—21 в ряде докладов и статей он подверг критике весь строй современных ему общественных отношений и развил план полного преобразования общества на коммунистических началах.

Общественный идеал О.—совокупность мелких, самодовлеющих коммунист ич. общин; это—земледельч. ассоциации, в которых пром. труд является добавочным трудом, тесно связанным с земледелием; все члены общины несут известный труд в ее пользу сообразно со своими способностями и общими интересами и получают долю общего продукта в соответствий со своими потребностями. О. считал, что осуществление такого строя возмоясно без насильственного переворота, иверил в благожелательность высших классов и пр-в. Значительную часть жизни О. отдал на организацию коммун, успех к-рых должен был служить делу пропаганды коммунистич. идей. Наиболее значит, опытом была коммунистическая колония «Новая гармония» в США. Как и другие попытки организовать коммунистич. общины в рамках каппталистич. мира, попытка О. закончилась крушением. К этому же периоду относится возникновение в Англии первых рабочих кооперативов, идейно связанных с пропагандой О.

В нач. 1830-х гг. О. принимал активное участие в англ. кооперативном и профессиональном движении. Он пытался организовать при помощи меновых базаров обмен между товаропроизводителями по трудовой оценке товаров. Анализируя каппталистич. отношения, О. приходил к неправильному выводу, что основная причина существующих зол лежит в области обращения. Трудящийся и как производитель и как потребитель зависит от посредника, к-рый отнимает у трудящегося известную долю продукта его труда. Этой эксплоатации трудящегося посредником содействует, по мнению О., существующая денежная система: деньги как




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.