875    ощупвики—пабьянпцы    876

ности отдельных измерений; эти коэффициенты называются весами измерений. Обычно веса принимают обратно-пропорциональными квадратам средних или вероятных ошибок наблюдений.

Лит.: Безиков им Я., Приближенные вы^ислр-ния, 4 изд., Л.—М., 1932; Идельсон Н-, Способ наименьших квадратов, 2 изд., Л., 1932.

ОЩУПНИКИ, Рве1арЫ(1ае—сем. мелких жуков с четкообразными усиками с булавой на конце. Часто встречаются в муравейниках. Живут в симбиозе с муравьями.

ОЩУЩЕНИЕ—результат воздействия объектов (вещей) на наши органы чувств. Таковы О. шума, запаха, давления, света, солености и пр. Возбуждение, возникшее при этом в концевых аппаратах нервов (см. Органы чувств), распространяется по нервным волокнам до чувствительных клеток коры головного мозга. Возбуждение чувствительного нерва, однако, может быть получено и другим путем—при раздражении его давлением, электризацией, перерезкой и т. д. Поэтому во всех подобных случаях возникают состояния, сходные с О.; надавливая, напр., на закрытый глаз и раздражая тем самым зрительный нерв, мы ощущаем свет.

Благодаря разнообразию воздействий на органы чувств, а также сложности нервного аппарата О. никогда не переживаются изолированно одно от другого и от прочих состояний сознания. Чистое ощущение (например красный цвет вообще), таким образом, является лишь абстракцией, отвлеченном в целях удобства классификации. Биологическое назначение органов чувств—воспринимать внешние (и внутренние) воздействия и тем облегчать ориентировку и приспособление организма к внешней среде.

Всякому О. присущи следующие свойства: качество, отличающее его от всех прочих О. (голубое от красного, соленое от пресного, холодное от теплого и горячего и пр.), длительность и сила (интенсивность) соответственно качеству, силе и длительности раздражителей.

О. группируют обычно по органам чувств и разбивают на пять классов: 1) О. з р е н и я (света и цвета), наиболее многочисленные и многообразные. Число различных качеств зрительных О. достигает в среднем 35 т. О. цвета зависит от длины световой волны, раздражающей сетчатку глаза; интенсивность зрительного О.—от амплитуды (размаха) волны. Зрительные О. играют существенную роль при восприятии пространства. 2) О. с л у х а (шумы и тоны) дают ок. 20 т. качественно различных состояний сознания. Вызываются О. слуха воздушными волнами, идущими от звучащего тела. Качество слухового О. зависит от величины волны, тембр (звуковая окраска)—от ее формы, сила—от ее амплитуды. 3) О.обоняния возникают при раздражении слизистой оболочки нёба и верхней части полости носа мельчайшими летучими частями пахучих веществ. О. обоняния очень разнообразны и трудно классифицируемы. 4) О. в к у с а сводятся к четырем качествам—сладкого, соленого, кислого и горького. Тесная связь вкусовых О. с О. обонятельными, осязательными и температурными создает впечатление значительно большего разнообразия вкусовых О. Возникают вкусовые О. при химическом воздействии растворенных веществ на «вкусовые бокалы или почки», находящиеся на поверхности языка. 5) Осязательные О., распадающиеся на О. боли, О. давления и температурные О. (тепла н холода), возникают при соответственном раздражении расположенных в тканях кожи нервных окончаний особого строения (Пачинневы, Мейснеровы и Руффинпевы тельца и болевые точки). Расположены эти органы очень неравномерно: в среднем на 1 с.и* кожи приходится ок. 25 точек, чувствительных для давления, 13 точек холода, 2 точки тепла п ок. 100—200 болевых точек.

0ЯМА, Ивао (1842—916)—б. член Генро, в 1884—91—военный министр Японии. За успешные военные операции во время Японо-китай-ской войны (1894—95) получил чин фельдмаршала. Во время Японо-русской войны 1904— 1905 О.—главнокомандующий всех японских армий. В политической жизни роль О. была незначительна.

0ЯМА, Икуо (р. 1879)—японский политич. деятель. До 1923—профессор университета Ва-сэда (Япония); уволен за выступление против милитаризации школ. Требовал в печати расширения демократии в Японии. В 1924—25— член рабоче-крестьянской организации Сэйдзи Кэнкюкай, примыкал к левому крылу. С дек. 1926 по дек. 1928—пред. исполкома левой рабоче-крестьянской партга Родо Номинто. В 1929 вместе с Хососако организовал реформистскую партию Син Роното. В настоящее время (1937) отошел от рабочего движения и эмигрировал в США. Литератор.


п

ПА (франц.—шаг)—отдельное ритмическое движение ног в танцах.

ПАБСТ, Георг—крупнейший кинорежиссер. Его фильм «Безрадостная улица» (1925) демонстрировался в СССР. Этот фильм явился событием в мировой кинематографии и принес П. широкую известность. Из его дальнейших постановок наиболее значительны «Лулу* (1928) и «Пленники бледной горы» (1929), поставленная совместно с режиссером Фонк (демонстрировались в СССР). Фильмы П. [особенно производства 1930—31— «Западный фронт» (звуковая) и «Содружество» («Шахта»)], блестящие по технике и режиссерскому мастерству, показывают отрицательные стороны капи-талистич. действительности с точки зрения бурж. пацифизма. После прихода Гитлера к власти П. покинул фашистскую Германию и работает во Франции и Англии.

ПАБСТ (РаЬв1), Пауль (1854—97)—пианист, ученик Листа; автор блестящих парафраз на темы из русских опер и балетов («Евгений Онегин», «Демон», «Спящая красавица») и др. фортепианных сочинений. С 1878 (до конца жизни) был проф. Московской консерватории по классу фортепиано. Из его школы вышел ряд талантливых русских пианистов—Кипп, Гольденвейзер, Игумнов, Гедике и др.

ПАБЬЯНИ'ЦЫ—город в Лодзинском воеводстве Польши, на железной дороге Лодзь—





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.