897    ПАЛЕСТИН А—ПАЛЕХ    898

стало развиваться местное арабское национальное движение.

Оккупированная англичанами в 1917—18, П., по решению союзнической конференции в Сан-Ремо 1920, передана под мандат Англии. Еще в 1917 англ. пр-во декларацией Баль-фура торжественно обещало сионистам создать в П. еврейский «национальный очаг» в целях привлечения националистич. еврейской буржуазии на сторону Антанты. Англия рассчитывала создать из П. барьер против растущего арабского национального движения и буферное гос-во под своей фактич. властью на подступах к Синайскому п-ову и Суэцкому каналу. Конституция 1922 установила должность брит, верховного комиссара (он же командующий воен. силами) и Исполнительный совет. Она предусматривала организацию Законодательного совета под контролем верховного комиссара. Законодательный совет должен был состоять из 22 чл., из нпх лишь 12—выборных. Выборы—двухстепенные. Вследствие бойкота выборов Законодательного совета арабами он не был сформирован.

Нац.-освободит. движение арабов в П. направлено против англ. империализма и сионизма, вожди и руководители которого являются прямыми союзниками и опорой английского империализма.

В 1921, 1923, 1929, 1933 и 1936 в П. имели место антиимпериалистич. и антиспонистские восстания и выступления арабских масс. Последние из этих выступлении — всенародная забастовка и вооруженная борьба арабских масс (19/1\т—15/Х 1936), поддержанная движением солидарности в др. арабских странах и в Индии. Корни восстаний лежат в тяжелом положении широких трудящихся масс населения, являющемся следствием зависимости страны от англ. империализма и проводимой им политики сионистской колонизации. К 1936 количество евр. иммигрантов в П. достигло 400 т., или 25% населения страны, причем за один только 1935 в страну прибыло св. 60 т. новых иммигрантов. Политика империализма по насаждению очагов сионистского капиталистич. х-ва, дополненная лозунгом сионистов «еврейский труд на еврейской земле», лишает арабских крестьян возможности оставаться на своей земле даже на правах наемных рабочих. За счет обезземеливания арабских крестьян сионистские колонизаторы уже сконцентриро-вали в своих руках ок. 30% лучшей плодороднейшей земли в П. В виду отчаянной борьбы сионистов против предоставления к.-л. демократических прав арабскому народу П. не может рассчитывать даже на обещанное ранее купое законодательное собранпе.

Существующие в П. арабские политич. партии— арабская палестинская партия, партия нац. защиты, партия реформ, национальный блок, партия независимости и конгресс арабской молодежи—объединены в единый нац. фронт. Требования фронта: 1) прекращение еврейской иммиграции, 2) запрещение перехода арабских земель в руки сионистов и 3) создание демократического нац. пр-ва. Компартия П. (секция Коминтерна с 1924) борется в первых рядах за создание и укрепление единого нац. анти-империал истич. фронта, рассматривая удовлетворение справедливых требований арабского народа как единственный путь к мирному сожительству арабского и еврейского народов в П. Укрепляя единство рядов арабского нац.

фронта и борясь в первых его рядах, коммунисты одновременно работают над включением всех прогрессивных и демократич. сил еврейского народа в движение нац. фронта, проводя это вопреки вождям сионизма, сопротивляющимся сближению между еврейским и арабским народом в П. КП П. организует арабских и еврейских рабочих в профсоюзы, помогает арабским и еврейским рабочим в их экономич. борьбе и борется против шовинистической политики лидеров сионистского профобъединения «Гиста-друт», не принимающих в эту орг-цию арабских рабочих и организующих пикеты для изгнания последних с их мест работы. Компартии П. приходится работать в трудных условиях полицейского террора.

ПАЛЕСТРИ'НА (Palestrina), Джованни Пьерлуиджи (1525/26—94)—итальянский композитор эпохи Контрреформац ии, глава так называемой римской школы, автор многочисленных, гл. обр. церковных сочинений (мессы, мотеты). Широко используя достижения мастеров Нидерландской школы, П. выработал в своих композициях строгий полифонический стиль вокального письма «а capella» (без инструментального сопровождения), к-рый лег в основу церковной хоровой культуры 17—18 вв.

ПАЛЕТКА—прозрачная пластинка с нанесенными делениями или разграфленными квадратами. Накладывается на чертеж или карту для производства измерений, напр, для определения площади начерченной фигуры.

ПАЛЕХ—село, р. ц. Ивановской обл., в 30 км от ж.-д. станции Шуи. Центр живописного и строчевого (художественной строчки) промыслов, продукция к-рых имеет экспортное значение. В течение ряда столетий П. был одним из центров иконописания. В 19 и нач. 20 вв. последнее превратилось в ремесленное производство, приносившее большие прибыли хозяевам иконописных мастерских, жестоко экспло-атировавших мастеров-живописцев. После Октябрьской социалистич. революции палешане начинают работать по росписи изделий из папье-маше, обрабатываемых лаком. Они творчески перерабатывают художественно - технические традиции,унаследованные от глубокой древности. Объединение палехских живописцев именовалось сначала «Палехской артелью древней живописи», а с 1935—«Товариществом худоя;-ников Палеха». В обстановке, созданной сов. властью, бывшие ремесленники превращаются в подлинных народных художников. Пять художников получили звание заслуженных деятелей искусств: И. М. Баканов (ум. 1936), И. И. Голиков, И. П. Вакуров, И. В. Марки-чев, А. В. Котухин. С каждым годом крепнет мастерство палешан, расширяется круг разрабатываемых ими тем, глубже становится идейное содержание создаваемых произведений; новые творческие силы выдвигаются из молодежи (П. Л. Баженов, Ф. А. Каурцев, В. М. Салеба-нов и др.). В последнее время, наряду с росписью изделий из папье-маше, палешане начали работать в области иллюстрирования книги, текстильного рисунка, живописи по фарфору, театральной декорации. Новые кадры палехских художников подготовляет художественный техникум в П. С 1934 в П. организован Государственный музей палехского искусства. В П. работает также «Артель художественной строчки и вышивки».

Лит.: Бакушпнский А., Искусство Палеха, М.—Л., 1934.


М. С. Э. т. VII.



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.