и местные (областные или краевые). Особо надо выделить такие музеи, как Музей Ленина.

169


170


МУЗЕИ АНТИРЕЛИГИОЗНЫЕ—МУЗЕЙ РЕВОЛЮЦИИ ССОР


В древности М. называли храмы муз или вообще места, посвященные музам, т. е. поэзии, искусствам и науке. Знаменитейшим и обширнейшим был М. в Александрии. В Афинах в одной из зал Прогшлей было собрание картин, называвшееся пинакотекой. Первым М.— хранилищем художественных или редких предметов в Европе нового времени—было собрание Лоренцо Медичи во Флоренции в конце 15 века (впоследствии в музее Уффици). При папе Льве X было положено основание ватиканскому М. в Риме. Значительно позже возникли М. в др. странах: Луврский М.—в Париже,Британский—в Лондоне, Прадо—в-Мадриде, Дрезденский. Мюнхенский, Венский, Берлинский М. (художественные и археологические), Эрмитаж в Ленинграде (18 в.).

Музеи в СССР играют огромную роль в общей системе культурно-политпросветитель-ной работы. Число их сильно возросло за годы революции—Музей революции, Музей Ленина, Дарвиновский, Антирелигиозный (в Москве), музеи-усадьбы и ряд др., в особенности во многих провинциальных городах. Значительное развитие и уточнение получил тип краеведческого М. Художественные музеи находятся в ведении Комитета по делам искусств при СНК СССР.

В музейной политике и практике сов. власти можно установить два этапа. Первоначальный этап ушел гл. обр. на собирание, учет и хранение национализированных частных собраний, на охрану архитектурных и других памятников искусства и старины. В этот период было открыто много М. как в центре, так и в провинции, парые же крупные М. чрезвычайно пополнились. За последние годы, с окончанием этой работы, происходит уже внутренняя реорганизация М., их укрупнение (уничтожение мелких М., гл. обр. художественных, организованных гз б. частных собраний), их приспособление к нуждам соц. строительства и задачам просвещения масс в духе марксизма-ленинизма.

МУЗЕИ АНТИРЁЛИГИОЗНЫЕ—возникли после Октябрьской социалистич. революции. Задача нх—на основе марксистско-ленинского учения

0    религии и в борьбе с ней отобразить с помощью исторических памятников, документов, художественных произведений историю религии и атеизма, эксплоататорскую и антинаучную сущность всякой религии. М. а. являются зущественным средством коммунистического воспитания и широко используются в просветительной работе Союза воинствующих безбожников, ведут научно-исследовательскую работу, :рганизуют антирелигиозные выставки и лек-гии. Важнейший М. а.—Центральный антирелигиозный музей в Москве (при СВБ) всесоюзного значения, открыт в 1928.

МУЗЕИ ИСТОРИКО-РЕВОЛЮЦИОННЫЕ —возникли после Октябрьской социалистич. революции в центральных, областных и районных городах. М. п.-р. ставят задачей показать последовательное развитие революционного движения и социалистического строительства. Нап-более полно в М.п.-р. отражены революционные ::бытия 1905, Февральская бурж.-демократич.

1    Октябрьская социалистич. революции, пре-■гмущественно с помощью сохранившихся доку-л-знтов, фотографий, картин; вещественные па-ж.'гтники революционного движения составляет значительно меньший процент экспонатов.

Кроме самостоятельных М. и.-р., число к-рых в СССР в 1935 было 48, при всех краеведческих музеях были организованы историко-революционные отделы (в СССР—515) с аналогичной тематикой. Бывшие места заключения политических—Петропавловская и Шлжселъбургская крепости—в наст, время организованы для обозрения как меморативные музеи. Особым типом М. и.-р. является подпольная типография 1905 ЦК РСДРП в Лесном переулке. К М. и.-р. относятся также музеи, посвященные выдающимся революционным деятелям,напр.Н.Г.Чер-нышевскому (в Саратове) и др. Исключитель-ную ценность для изучения революционной борьбы народов СССР, истории ВКП(б) имеет Центральный музей Ленина (в Москве).

МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМ. А. С. ПУШКИНА, в Москве, раньше Музей изящных искусств—осн. в 1912 как учебный музей слепков, реорганизован после революции 1917 в музей зап.-европ. и отчасти восточного искусства. М. п. и. располагает богатейшим собранием по египетской культуре (собрание В.Голенищева), памятниками ассиро-вавилонской клинописи, собранием античных ваз и скульптур, отделом слепков со скульптурных памятников древности и нового времени (Возрождения). Картинная галлерея представляет искусство итальянское, нидерландское, французское и немецкое, обладая рядом выдающихся вещей. При музее кабинеты—нумизматический и гравюрный. Последний содержит богатейшую коллекцию как русских, так и зап,-европейских гравюр, рисунков, иллюстрированных изданий. Музей располагает обширной библиотекой по вопросам искусства.

МУЗЕЙ ЛЕНИНА (Центральн ы й)—см. Центральный музей Ленина.

МУЗЕЙ НОВОГО ЗАПАДНОГО ИСКУССТВА, в М о с к в е—первоклассное собрание произведений западно-европейского, гл. обр. французского, искусства второй пол. 19 и нач. 20 вв. Наряду с живописью и скульптурой в музее имеются отдел соврем, графики и образцы декоративного искусства. В основу музея положены собрания франц. искусства С. Й. Щукина и И. А. Морозова. За последние годы музей пополнился рядом произведений немецких, итальянских и др. иностр. мастеров, что дало возможность развернуть новые отделы, параллельные основному собранию новой франц. живописи— одному из наиболее полных и ценных мировых собраний. Здесь фигурируют крупнейшие имена нового искусства, начиная от Пювис-де-Ша-ванна, Манэ (слабо представленных) до плеяды импрессионистов—Клода Моне, Сислея, Дега, Ренуара; Сезанн, Гоген, Ван-Гог представлены с той же полнотой, как и импрессионисты. Искусство 20 в.—группа Матисса, Де-рэн, кубизм Пикассо и др.—имеется в лучших образцах. Живопись послевоенной эпохи также частично представлена. В отделе скульптуры находятся произведения франц. скульпторов Родена, Бурделля, Майоля и др. За последние годы образовался отдел революционного искусства капиталистических стран.

МУЗЕЙ РЕВОЛЮЦИИ СССР, в М о с к в е—возник в 1923 из слияния выставки Истпарта и историко-революционной выставки «Красная Москва» и преобразован 12/У 1924 во всесоюзное учреждение. С этого времени находится в ведении Комитета по заведыванию учеными и учебными учреждениями ЦИК СССР. М. р. ставит себе задачей наглядное изображение исто-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.