183    ПЕСНЯ    181

Однако за последние два века, по мере изменения социально-хозяйственного и бытового уклада деревни, обрядовые П. исчезают. Лишь традиционные семейные, любовные и т. п. П. продолжают жить полной жизнью. Совершенно исключительное значение по своей ценности в историческом и художественном отношении имеют эпические песни (былины, исторические песни), в которых выражены героические черты народа. Они имеют свою особую историческую судьбу (см. Былины, Фольклор). Большинство фольклорных песен создавалось в крестьянской среде. Значительную часть их составляли П. женщин о тяжелой женской доле в условиях сурового патриархального быта. Городское население, в частности фабрично-заводский пролетариат, активно создавало своп песни. П. складывались и в среде мелкой городской буржуазии (мещанства),также и в среде городского люмпен-пролетариата (т. н. блатная поэзия). В прежнем песенном творчестве следует выделить П. солдатские, рекрутские, бурлацкие, ямщицкие, т. н. разбойничьи, тюремные. Особенно большое общественное значение имели революционные песни, возникшие вместе с ростом массового общественно-политического, революционного движения.

Революционные П. связаны с ростом революционных движений в России н на Западе. Так, во время Французской бурж. революции конца 18 в. появилась популярная песенка «Ça ira», ставшая боевым лозунгом революции, позднее—«Карманьола». Средн революционных композиторов того времени выделились: Гое-сек, Мегюль, Лесюер и др. Громадную популярность завоевала «Марсельеза» Руже де Лиля, признанная Конвентом как национальный гимн республиканской Франции. В конце 1871 член Парижской коммуны Э. Потъе написал слова «Интернационала», музыку к к-рому в 1888 сочинил рабочий П. Дегейтер. Песня эта стала международным революционным гимном пролетариата, а после Октябрьской социалистич. революции—официальным гимном СССР. Революционное движение в России создало много народных революционных П.: «Красное знамя», «Похоронный марш* («Вы жертвою пали»), «Замучен тяжелой неволей», «Дубинушка», «Варшавянка» и др. С революц.' движением в Германии связано имя композитора Г. Эйслера, автора наиболее популярных революционных П.—«Коминтерн», «Красный Вед-динг», «Песня единого фронта» и др. Республиканская Испания, признавшая своим официальным гимном «Гимн Риего», также выдвинула ряд революционных композиторов: Па-лакио (песня «Стальные колонны»), Рамоса (<Мы идем», «Красное знамя») и др.

В Советском союзе в условиях свободной и радостной жизни раскрепощенных народов огромное место в развитии национальных культур, в создании социалистич. искусства и культуры занимает народное творчество, в к-ром песенное творчество—поэтическое и музыкальное—является наиболее распространенным. Советская народная П. служит ярким выражением жизнерадостности и счастливой жизни народов Советского союза. Современные советские П. воспевают великую партию большевиков, ее гениальных вождей—Ленина и Сталина; народ поет о гражданской войне, о героях пролетарской революции, о социалистич. строительстве, колхозном строе, о социалистич. труде, о горячей любви к родине, о чувствах и переживаниях человека Страны социализма. Широко расцвело творчество народных певцов советских национальных республик—ашугов, акынов, сказителей и др. Особенно популярны произведения народного певца Дагестана С. Стальского и народного певца Казахстана Джамбула.

Начиная с эпохи Возрождения песенный жанр прочно удерживается в профессиональном музыкальном искусстве; расширяется круг тем художественного песенного творчества, обогащаются средства выразитатьности, умножаются виды П. (романсы, баллады, танцевальные, сатирические, любовные, застольные П. и т. д.). Замечательные образцы художественной П. создали крупнейшие представители классического и романтического искусства (Бетховен, Шуберт, Шуман, Лист, Грпг, Глинка, Даргомыжский, Бородин, Мусоргский, Чайковский и др.), широко использовавшие богатейший материал народно-песенного искусства (ср. Романс).

Расцвет народного песенного творчества в СССР, тесная связь профессионального искусства с фольклором внесли новые черты' в советскую художественную культуру. П. стала неотъемлемой частью народных торжеств и социалистич. быта; она широко вводится в произведения различных видов искусств—звуковое кино, оперу и т. д. П., создаваемые советским народом, оказывают глубокое и чрезвычайно благотворное влияние иа творчество советских художников. Создаются кадры поэтов п композиторов, в творчестве которых П. занимает ведущее место. Характерная особенность лучших советских П.—народность их содержания и муз. формы, их идейная направленность. Лучшие П., написанные сов. поэтами (Лебедев-Кумач, Рыльский, Гусев п др.) и композиторами (И. Дунаевский, Дзержинский, Ревуцкий, А. В. Александров, Дмитрий и Даниил Покрасс и др.), стали достоянием всего сов. народа. Особую популярность приобрели ♦Песня о Сталине», «Песня о родине», «Если завтра воина», «По долинам и по взгорьям*, «От края и до края», «Полюшко-поле», «Каховка» и мн. др. Многие из сов. П. стали песнями трудящихся зарубежных стран (Испания, Китай, Чехословакия, Франция, США и др.).

Запись народных П. началась со 2-й половины 18 в. Термин «народная песня» вошел в широкое употребление после Гердера. Изданный нм в 1773 сборник «Гатоса народов в песнях» (в нем объединены и устные П. и произведения литературные) оказал большое влияние на собирание, издание и изучение П. В России с конца 18 в. замечается возрастающий интерес к народной П. Издаются сборники и песенники, рассчитанные на самые различные круги читателей (сб. Чулкова, Новикова, Прача и др.).

С начала 19 в. собиранием и исследованием П. занимается ряд ученых и писателен Зап. Европы. Характерен для того времени сборник Брентано и Арнима (1806—08), отчетливо отражающий романтич. настроения составителей. Подлинно научные издания П. относятся к середине 19 в. и особенно ко 2-й его половине. Из русских собраний нужно указать обширные сборники Киреевского, Шейна, Соболевского и др. В новейшей фольклористике подробно изучается вопрос о соотношениях подлинно народных П. и П. литературного происхождения. Формы устной П. оказали значит, влияние на разные виды книжной




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.