27    ПАСХИ ОСТРОВ—ПАТЕР    22

стнане (из евреев) удержали празднование еврейской П. В дальнейшем христиане (из язычников) выбросили из празднования П. еврейские Элементы и превратили П. в праздник «воскресения из мертвых», заимствованный из культов «умирающих и воскресающих» богов растительности (см. Адонис, Аттис, Озирис и др.). Занесенная вместе с христианством, П. в древней Руси слилась со славянским языческим весенним праздником и заимствовала из него ряд бытовых черт: творожную пасху, кулич и др. Поповщина использует праздник П. для проповеди рабской покорности земным эксплоата-торам,классового мира и всепрощения, символизируемого обычаем христосования (обмена поцелуями между верующими). Под покровом этой ыроповеди часть поповщины ведет контрре-волюц. борьбу против советской власти по заданиям фашистских разведок.

ПАСХИ ОСТРОВ, Рапа Ну и (исп. Isla de Pascua, полинез. Rapa-Nui)—вулканический остров в ю.-в. части Тихого океана, на крайнем

В. Полинезии, в З1/-! т. км от Южной Америки. Высота до 615 .и. Площадь 118 кмоколо 300 ж. (до европ. колонизации нас. составляло неск. тысяч чел.). Известен следами древней культуры (колоссальные статуи и др.). Принадлежит Чили с 1888. Открыт в 1722 голландским мореплавателем РоГгевеном; посещался русскими мореплавателями.

ПАСЬМА — */, часть мотка пряжи длиной 120 ярдов (109,7 .н); служит для определения номера пряжи по английской системе (см. Пряжа).

ПАСЮК, или серая крыс а—см. Крысы.

ПАТ—в шахматной игре такое положение фигур, при котором король не находится под боем (под шахом), но играющий, которому надлежит делать ход, не может сделать нн одного хода, не подставив короля под бой. Обычно стремится получить П. тот из играющих, положение к-рого критическое, т. к. партия, кончающаяся П., считается ничьей.

ПАТ (P. А.Т., сокращенное название Польского телеграфного агентст-в а)—офпц. телеграфное агентство, созданное в 1918 при Совете министров Польши. Вошло в 1921 в Международное объединение союзных агентств.

П АТАГО'НИЯ (Patagonia)—крайняя юж. часть Южной Америки; ныне разделена между двумя южно-американскими республиками—Аргентиной и Чили, образуя их южные окраинные области («территории»): Айсен и Магальянес (Магеллан)—в Чилийской П., Рио Негро, Чу-бут, Санта Крус и Тьерра дель Фуэго—в Аргентине. Общая площадь, с Огненной Землей, около 800 т. кмг: нас. ок. 200 т. ч., гл. обр. индейцы смешанного происхождения (см. Патагонцы). Население редкое, занимается скотоводством, охотой и рыболовством. В Аргентинской П. имеются разрабатываемые месторождения нефти близ Комодоро Ривадавия и несколько железных дорог к портам (Пуэрто Десеадо, Рауеон, Комодоро Ривадавия, Гальегос, Сан Антонио). Крупнейший населенный пункт всей П.—порт Магеллан (Пунта Аре-нас) в Чилийской II., у Магелланова пролива (24 т. ж., 1930).

ПАТАГОНЦЫ—коренное индейское население Патагонии, состоявшее из двух групп те-хуельчей: 1) живших у Магелланова пролива и 2) обитавших в Центр. Аргентине. Техуельчн по языку принадлежали к языковой группе ч о н, другую часть которых составляют огнеземельские племена о’н а и гаусс. Слово «патагон» (на языке кечуа—террасы, уступы), характеризовавшее их страну, было воспринято испанцами в смысле однозвучного с ним испанского слова «патагон» (долговязый). Отсюда получилось преувеличенное представление о якобы необычайном росте П. До прихода белых П. занимались охотой и собирательством. П. почти истреблены в результате оттеснения их белыми в бесплодные области и особенно в результате Патагонской экспедиции аргентинского генерала Рока в 1880. Их осталось не больше 300 чел. Все'остальное, весьма редкое индейское население Патагонии—смесь пришлых арауканцев с остатками коренного населения.

ПАТАРЕ’НЫ—участники патарии, религиозного движения беднейших слоев городского населения Северной Италии, особенно в Милане, в 11—12 вв., одна из ветвей катаров. При папе Иннокентии III подверглись жестокому истреблению.

ПАТЕ'НТ (лат.)—1) свидетельство на право занятия торговлей или промыслом. Выборка П. требуется при промысловом налоге и в нек-рых случаях при косвенном обложении. В СССР П.' отменены 1/Х 1928 и заменены регистрационными свидетельствами. 2) Свидетельство, устанавливающее исключительное право изобретателя на его изобретение (Пост. ЦИК и СНК СССР от 9/IV 1931). Патентованны й—закрепленный, защищаемый патентом. официально признанный.

ПАТЕНТНЫЙ СБОР—1) составная часть промыслового налога, устанавливаемая в зависимости от рода и размера торгового или промышленного предприятия и его местонахождения. В Советском союзе такой П. с. существовал с 1921 по 1928. 2) Сбор за право производства и торговли подакцизными товарами (крепкими напитками, табаком и т. п.). 3) Сбор за выдачу патентов на изобретения, модели и товарные знаки.

П АТ Е НТ0В АННЫЕСРЕДСТВ А—готовые лекарственные препараты, на которые изобретатель получил патент. П. с. сильно распространены в капиталистич. странах, где наряду с ценными лечебными средствами на рынке обращается масса малоценных или чисто шарлатанских препаратов, являющихся для выпускающих их фабрикантов средством наживы. Распространенность П. с. тесно связана и с частнопредпринимательским характером медицинской помощи в капиталистических странах. В СССР, где организация медицинской помощи населению является государственной, патенты на лечебные средства не выдаются, а охраняется только способ изготовления, если он оригинален, пли товарный знак.

ПАТЕР (лат.—отец)—католический монах, имеющий сан священника (или диакона).

ПАТЕР (Pater), Уолтер (1839—94)—англ. писатель, лит. критик и теоретик искусства, профессор эстетики Оксфордского ун-та. Моралистический эстетизм Рескина П. развил в сторону «чистого* эстетства, культа искусства отдаленных эпох и аристократизма. Его книга

о художниках Возрождения («Ренессанс») имела "большое влияние на импрессионистскую критику и вообще буржуазную эстетику периода империализма. К области художественной прозы относятся «Воображаемые портреты» (1885) и «Эпикуреец Марий*.





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.