2i7    ПИРРОВА ПОБЕДА—ПИСАРЕВ

ПИРРОВ А ПОБЕДА—ставшее поговоркой выражение для обозначения победы, обессиливающей победителя и приближающей его к поражению (по имени эпирского царя Пирра, воевавшего с римлянами н сказавшего: «Еще одна такая победа—и я погиб*).

ПИРРОН (ок. 365—ок. 275 до хр. э.)—греч. философ, родоначальник античного схептииизма. Жил б эпоху падения древнегреч. городов-республик и торжества Македонской мировой державы. По учению П., показания чувств и выводы разума одинаково ненадежны. Всякому аргументу можно противопоставить столь же сильный противоречащий ему довод. Единственно правильный подход к миру—воздержание от всйких суждений о нем. Точно так же мы не знаем ничего, что само по себе было бы хорошо или плохо, справедливо или несправедливо. Единственное безусловное благо для человека—полная невозмутимость души (атараксия). Пирроновцами нередко назывались вообще скептики.

ПИРРОТИ'Н, магнитный колчедан, FenS„+i—минерал, представляющий собой различные соединения серы и железа, иногда е примесью других металлов. В СССР известен на Кольском полуострове, Кавказе, Урале и в Сибири. Применяется для получения серной кислоты и т. п.


ПИРС (Pearse), Патрик (1879—916)—ирландский революционер и писатель, один из вождей шинфейнеров. Принимал участие в руководстве восстанием 1916 в Дублине против англ. владычества (см. Кровавая пасха). После разгрома восстания был казнен англичанами.

ПИРС (Peirce), Чарлз (1839—914)—амер. ученый и философ, основатель прагматизма. разновидности махизма. Цель всякого познания для субъективного идеалиста П. сводится к тому, чтобы устранить сомнения и вселить в нас веру, дающую нам успокоение. Всякие идеи следует расценивать с точки зрения последствий. Идеи, теории суть лишь правила действия. Действие П. понимает лишь как направление идей. Истина для него—мнение, к-рое предназначено объединить всех исследователей. Таким образом истина, с точки зрения П., не есть правильное отражение существующих вещей, а только лишь средство организации нашего опыта (понимаемого нм в субъективно-идеалистическом смысле). Чтобы отмежеваться от других прагматистов, П. называет свое учение «прагматицизмом*. Идеалистически трактуя материю как «ослабленный дух», П. подчеркивает принцип непрерывности в развитии мира.

ПИ'РСОН (Pearson), Карл (1857—936)—англ. математик, биометрик и философ-махист. Основная философская работа П.—«Грамматика науки» (есть рус. пер.). Характеризуя философские взгляды П., Ленин писал: «Для Пирсона „реальные вещи“ суть „чувственные восприятия“... Всякое признание вещей за пределами чувственных восприятий Пирсон объявляет метафизикой. С материализмом (не зная ни Фейербаха, ни Маркса-Энгельса) Пирсон воюет самым решительным образом» (Соч., т. XIII, стр. 42). Материя для субъективного идеалиста П.—это лишь более или менее постоянные группы чувственных восприятий; время и пространство, по мнению П., не имеют реального существования, они — лишь «способы, которыми мы воспринимаем вещи»; законы природы, согласно взглядам П., созданы самим человеком. Уничтожаюшая критика философских взглядов П. дана Лениным в «Материализме и эмпириокритицизме». В своих работах по биометрии П. протаскивал реакционнейшие лженаучные «теории» расы и крови, естественного отбора в человеческом обществе, которые используются фашистскими идеологами расизма.

Лит.: Ленин В.т Материализм и эмпириокритицизм. Соч., 3 цзд„ т. XIII.

ПИРУЗ'Т (франц.)—1) в балете круговой поворот тела на носке. 2) В верховой езде—поворот лошади на задних ногах.

ПИРЯТИН—город, районный пентр на северо-западе Полтавской области УССР, железнодорожная станция на линии Прилуки—Зо-лотоноша; 10,9 т. ж. (1933). 2 крупные мельницы, кирпичный завод. Вблизи—торфоразработки. Известен с 12 в.

ПИСАРЕВ, Дмитрий Иванович (1840—68)— знаменитый критик и публицист. Родился в помещичьей семье. Учился в Петербурге в гимназии, а с 1856—в ун-те. В 1858 П. начал сотрудничать в журнале «Рассвет*.

Затем перешел в журнал 'Русское с.юво», который он превратил в один из влиятельнейших органов 60-х гг.

В 1862 П. написал для нелегальной типографии студента Баллода статью против состоявшего на службе пр-ва писателя Шедо-Ферроти, в к-рой призывал к низвержению Романовых. За эту статью П. поплагился 41/, гг. заключения в Петропавловской крепости. В крепости П. получил разрешение прода!жать сотрудничество в журналах. Во время заключения много работал. В конце 1865 был выпушен на свободу. В 1866, не поладив с редактором и издателем «Русского слова» Е. Благосветловым, П. \-шел из редакции. В 1867сотрудничал в «Деле*. В 1868 П. перешел в редактируемые Некрасовым «Отечественные записки*. В этом же году он утонул в Дуббельне (на берегу- Рижского зал.).

По философским убеждениям П. был последователем естественно-научного вульгарного материализма. Сторонник эволюционизма, П. защищал идею постепенного развития в природе (статья «Прогресс в мире животных и растений*). Позднее материализм П. испытал сильное влияние позитивизма О. Конта и утилитаризма Стюарта Милля. В своих исторических воззрениях, как это обычно было со всеми материалистами до Маркса, П. был идеалистом. Прогресс, по мнению П., достигается ростом и распространением естественно-научных познаний. Определяющее значение в прогрессе человечества П. придавал «мыслящим реалистам», двигающим научную мысль и помогающим человечеству освободиться от порабощения силами природы и унаследованных от дальних предков суеверий. Главную задачу своей деятельности П. видел в том, чтобы пропагандой научного знания увеличить число мыслящих и образованных людей в русском обществе. Отсюда то громадное значение, к-рое придавал П. популяризации науки.

П. начал свою критическую деятельность проповедью освобождения личности, к-рое основывал на принципе разумного эгоизма. Чтобы эмансипироваться, человек должен руководиться в своем поведении голосом разум




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.