ППСЕМСКПЙ—ППСПОРО    252

ПИСЕМСКИЙ, Алексей Феофнлактович (1821—81)—романист н драматург, выдающийся представитель реализма в русской литературе. Родился в Костромской губернии в обедневшей дворянской семье. По окончании (в 1844) Московского университета по физи-ко-математпч. факультету служил чиновником в Москве н Костроме. Повестью «Тюфяк» (журнал «Москвитянин», 1850) завоевал широкую известность и репутацию одного из ведущих писателей. В 1853 издал три тома «Повестей и рассказов», в 1856—«Очерки из крестьянского быта». В этих книгах П. рисует тупое прозябание малокультурного мелкого дворянства и мрачные картины из жизни крепостных, угнетаемых помещиками, нарождавшимся кулачеством и хищной провинциальной администрацией. Произведения П. вызвали одобрительную статью Чернышевского. По переезде в 1854 в Петербург П. сотрудничал преимущественно в «Отечественных записках» и «Библиотеке для чтения», редактором которой он был с 1861 по 1863. К этому периоду относятся наиболее зрелые произведения П., закрепившие за ним славу передового писателя,— роман «Тысяча душ» (1858) и драма из крестьянской жизни «Горькая су'дьбина» (1859), в течение ряда лет не допускавшаяся царской цензурой к постановке на сцене. В 1861 в «Библиотеке для чтения* был напечатан бестактный фельетон П., карикатура на радикального журналиста, вызвавший резкий протест революционно-демократического лагеря. Это побудило П. отказаться от активной журнальной деятельности и переселиться в Москву. Сблизившись ненадолго с реакционным «Русским вестником», П. опубликовал в 1863 антинигилистический роман «Взбаламученное море», окончательно утвердивший его'разрыв с передовой общественностью. В дальнейшем П. не удалось вернуть утраченную популярность.

Лучшие произведения П. заострены против феодально-крепостнического етроя и бюрократической машины монархического государства. Антидворянская направленность характерна для большей части произведений П. «Умный скептик Писемский всю жизнь издевался над дворянином, рисуя его карикатурно и грубо смеясь над ним» (А. М. Горький). В'своих последующих произведениях (драмы «Подкопы», «Ваал», «Просвещенноевремя», роман «Мещане» и др.) П., наряду с обличением дворянства, клеймил крупную буржуазию и верхушку царского чиновничества. Обличительный характер произведений П. неоднократно вызывал репрессии со стороны цензуры.


Полное собрание сочинений П., 4 изд., 8 тт., СПБ, 1912; Люди сороковых годов, М.—Л., 1928; Избранные произведения, Л.—М., 1932,; Письма, под ред. М. Клемана и А. Моги-лянского, М., 1936.

Лм.: Чернышевский Н., Полное собрание сочинений, т. III, П., 19)8; Горький М., О петрашевцах, И. Тургеневе, Ф. Достоевском, Л. Толстом, «Литературный критик», (М.], 1938, кн. 6; Писарев Д., Стоячая вода, в его кн.: Избранные сочинения в двух томах, т. I, [М., 1934]; его же, Писемский, Тургенев и Гончаров, там же; Венгеров С., Собрание сочинений, т. V. СПБ, 1911 (дана лит-ра).

ПИСИСТРАТ (605—527 до хр. э.)—афинский тиран (единоличный правитель, незаконно за-хватнвптин власть). Выходец из рабовладельческой аристократии Аттики, П. в борьбе за власть опирался на демократически настроенных днакрнев, крестьян малоплодородной нагорной области. После двукратного изгнания из Афин П. прп помощи фиванской и эвбейской рабовладельческой аристократии снова овладел властью (в 538 до хр. э.). Внутренняя и внешняя политика П. вела к развитию торговли и ремесленных промыслов Аттики. В отношении крестьянства П. провел ряд важных мероприятий, в частности мелкие собственники получили земельные прпрезки из конфискованных владений крупных землевладельцев, боровшихся с П. Он организовал флот и предпринял первые колониальные захваты. Социальные мероприятия П. и крупное строительство в Афинах, украсившее город, укрепили симпатии к П. Привлечение выдающихся художников и поэтов (были собраны и отредактированы разрозненные записи гомеровских поэм) придало блеск правлению П.

ПИСИСТРАТИ'ДЫ—два сына афинского тирана Писистрата, Г и п п ий и Гиппарх, к к-рым перешла власть после его смерти (527 до хр. э.). Заговор знати, приведший к убийству Гиппарха, вызвал усиление Гишшем своей диктатуры. Началось широкое движение против тирании. При поддержке Спарты в 510 до хр. э. был произведен переворот, и Гиипий вынужден был бежать из Афин.

ПИС-РИ’ВЕР (Peace River)—река в Канаде (провинции Брит. Колумбия и Альберта), один из истоков р. Мекензи. Берет начало в Скалистых горах. Длина около 1.600 км. В верховьях течет на В., в среднем и нижнем течении—на С. и С.-В. Сливаясь с р. Атабаской, П.-Р. образует р. Большую Невольничью, к-рая ниже одноименного озера получает название р. Мекензи. П.-Р. судоходна, но Верми-льонские пороги в среднем течении прерывают судоходство.

ПИССАРРО' (Pissarro), Камилл (1830—903>— франц. живописец, представитель старшего поколения импрессионистов. Начав с пейзажей в духе Коро, П. перешел к импрессионизму, прибегая иногда к технике пуантиллизма. В отличие от Клода Моне и Сислея П. часто вводит в пейзажи человеческие фигуры. Для П. последнего периода типичны городские виды Парижа, Руана и др. Произведения П. имеются в московском Музее нового западного искусства.

ПИСТО'ЙЯ (Pistoja, древнеримская Pistoria)— гл. город пров. П. в Тоскане (Италия), на железной дороге Флоренция—Болонья; 70 т. ж.

(1931). Машиностроение, производство оружия, инструментов и других металлических изделий, шерстяные й шелковые фабрики, стекольные з-ды. Остатки старинной крепости, собор 13 века.

ПИСТОЛЕ'Т (итал.)—короткое ручное огнестрельное оружие для самообороны, изобретенное в 14 или 15 веках. Получил название от города Пистойи. В современных армиях приняты автоматические П. (см. Ручное огнестрельное оружие).

ПИСТО'Н (франц.)—медный колпачок с ударным (взрывчатым) составом, надевавшийся на затравочный стержень ружей старых образцов. От удара курка ружья П. воспламенял заряд, и происходил выстрел.

ПИСЦ0В0—рабочий поселок Комсомольского р-на Ивановской области, в 40 км от ж.-д.




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.