425    ПОЛИТУРА—ПОЛИ ХРОИЗМ    426

б совхозах веек видов была постановлением пленума оставлена без изменений [см. Решения ноябрьского пленума ЦК ВКП(б) 1934].

П. на железнодорожном и водном транспорте созданы для обеспечения на транспорте мерами идейно-политического и организационного воздействия сознательной трудовой дисциплины, нового подъема социалистического соревнования и ударничества, для поднятия работы транспорта на уровень новых требований народного хозяйства. В положении о политотделах, установленном ЦК ВКП(б), точно указаны их права и обязанности, а также структура политотделов.

Важнейшей частью работы П. на транспорте является идейно-политическое воспитание членов партии, пропаганда марксизма-ленинизма среди работников транспорта на основе «Краткого курса истории ВКП(б)», воспитание их в духе революционной бдительности и создание вполне надежного беспартийного актива вокруг парторганизацип.

П. должны обеспечить беспощадную борьбу с классово чуждыми и враждебными элементами, с саботажниками, ворами, рвачами, лодырями; выявлять, разоблачать и удалять их с транспорта; проводить необходимые мероприятия против хищений, обеспечить крепкую охрану и бережное отношение к социалистической собственности.

П. вместе с тем организуют дело подлинного овладения техникой транспорта коммунистами и беспартийными активистами, помогают им поднять свою квалификацию; распространяют опыт знатных стахановцев — Кривоноса, Блядмана и др.

П. под руководством партии сыграли огромную роль:разгромили гнезда засевших на транспорте троцкистско-бухаринских шпионов, диверсантов и убийц, подняв работу транспорта на уровень требований народного хозяйства.

ПОЛИТУРА—жидкий, прозрачный спирто-вый лак, изготовляемый путем растворенпя в этиловом спирте смол (шеллак, сандарак и др.). Употребляется для отделкп мебели. Целлюлозная П.—лаки из эфиров целлюлозы и эфиров уксусной кислоты.

ПОЛ И УРИЯ—выделение чрезмерно большого количества мочи (до 10—15 л в сутки вместо нормальных 1,2—1,5 л). П. наблюдается при несахарном и сахарном диабетах, некоторых мозговых заболеваниях, в конечных стадиях хронических нефритов, при всасывании отеков п т. д. -

ПОЛИФОНИ’Я (греч,—-миогозвучпе, многоголосие)—многоголосный склад муз. произведений, органическое сочетание в одновременном звучании нескольких самостоятельных мело-жических голосов (контрапункта). П. обычно жротивопоставляется гомофонии, в основе которой лежит один ведущий голос (мелодия),

* остальные голоса лишь сопровождают его :ккомпанемент). В П. главным началом является равноправное развитие мелодических -1ЯНИЙ всех голосов (л и н е а р н о с т ь, горизонталь); гармония же (созвучия, образуемые плосамя по вертикали) приобретает второпенное значение.

П. возникла и получила свое начальное раз-1ие в народном муз. творчестве. В многого-■:ных нар. песнях, а также в письменных пайках 13 в. встречается характерный при-П.—имитация, 'получившая огромное зна-е во всем дальнейшем развитии полифонического искусства. В творчестве контрапунктистов 15—-16 вв. (см. Нидерландская школа) широкое применение получила т. и. каноническая имитация (см. Канон), т. е. сплошная, непрерывная имитация основной мелодии, излагаемой первым вступающим голосом. Основная мелодия для полифонической разработки часто заимствовалась композиторами из народных песен, излагалась обычно в одном из средних голосов и нередко служила лишь поводом для чрезвычайно сложной, виртуозно-технической полифонной разработки. Такая усложненность чисто формальных задач, к-рые ставили перед собой многие контрапунктисты 14—15 вв., сильно вредила муз. выразительности. Лишь в творчестве крупнейших композиторов 15— 16вв. (нидерландских, французских и итальянских) выкристаллизовывается ясный стиль вокальной П. уже с ярко выраженными чертами гармонического склада.

Основными формами вокальной полифонной музыки 14—17 вв. были: месса, мотет, мадригал и полифоническая песня (самых различных жанров и характеров). Крупнейшие композиторы вокальной П.: в 14 в.—Ф. Ландино (Италия), Г. Машо (Франция); в 15 и 16 вв.—-Д. Денстепль (Англия), Дюфаи, Жоскен Депре, Окегем, Обрехт, Орландо Лассо (нидерландская школа), Д. Палестрина. Быстрый расцвет инструментальной и инструмента.! ьно-во-кальной (светской и церковной) музыки в конце 16 и в 17 вв. связан с появлением новых черт в П.: мелодические интонации стали сложнее и разнообразнее, расширился объем голосов инструментальной музыки, ритмика стала более живой и контрастной. Возникает виртуозное инструментальное полифонное искусство, и рождается новая, высшая форма П.— фуга. Из крупных мастеров ’ инструментальной и инструментально-вокальной П. следует назвать: Фрескобальди, Пахельбеля, Букстехуде, Генделя и, наконец, величайшего мастера полифонии—И. С. Баха.

Со 2-й пол. 18 в. преобладающую роль в развитии муз. искусства получает гомофонно-гармонический склад. Как в это время, так и в 19 и 20 вв. появляется ряд произведений с широким и мастерским использованием П. (Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуман, Глинка, Лист, Вагнер и др.), однако в них уже линеарность большей частью подчинена гармоническому началу. Из авторов конца 19 и начала 20 вв. наиболее крупными мастерами П. были Ц. Франк, М. Регер и С. Танеев.

Особняком стоит непмитационная П., к к-рой относится многоголосие песенного творчества многих народов (русских, украинцев и др.); от общеевропейской П. такое многоголосие существенно отличается т. н. подголосками—свободными отклонениями от главной мелодии, варьированием основной мелодии в различных, одновременно звучащих, голосах. Народная П. (русская, грузинская, казахская и др.) во всем ее богатстве и своеобразии служит неисчерпаемым источником дальнейшего развития муз. искусства.

Лит.: важнейшие пособпя (на русском языке)—Т а -н е е в С., Подвижной контрапункт строгого письма, Лешпшг. 1909; его же, Учение о каноне, М., 1929; ПраутЭ., Фуга, М., 1922; его ж е, Анализ фуг, м/, 1915; Золотарев В., Фуга, М., 1932; Курт Э., Основы линеарного контрапункта (Мелодическая полифония Баха), М., 1931.

ПОЛИХРОИ'ЗМ (греч.—многоцветность)—см. Плеохроизм.




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.