44 Л    ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА    446

ского духовенства, чиновничества. Высокий уровень поэтической культуры 16 века, «Золотого века» П. л., характеризуют произведения Яна Кохановского (1530—84)—крупного поэта-гуманиста, • создателя польского поэтического языка, автора трогательного «Плача» («Трены», 1580) по умершей дочери. Видными пред-тавителями польской литературы этого времени являются: Станислав Ожеховский (1513— 1566), Лукаш Гурницкий (1527 — 603), Петр Скарга (1536—612)— крупнейший польский прозаик, противник шляхты и защитник абсолютизма. С идеологией городской буржуазии :вязано творчество Андрея Фрича Моджев-:кого (1503—72), писавшего по-латыни, Себа-лъяна Кленовича (1550—602), Шнмона Шимо-новича (1558—629) и др.

С упадком городов (конец 16 в.) наступает период развала польского гос-ва и культуры, зозврат к феодализму. Виднейшие писатели этого времени—сатирик Опалпнский (1610—56) z Вацлав Потоцкий (1625—^96), обращающийся к прошлому (поэма «Хотимская война»)- Выразителем шляхетской лит-ры с ее сословной замкнутостью и откровенным самолюбованием является автор мемуаров Ян Пассек (1636—703).

Во 2-й пол. 18 в. на фоне общего распада шляхетского строя обнаруживается стремление части шляхты, в союзе с буржуазией, найти зыход в реформах, обеспечивающих путь капи-галистич. развития. На П. л. оказывают сильное влияние идеи Просвещения. Наиболее видные представители П. л. этого периода: поэт Игнатий Красицкий (1735—801), автор остроумных басен, сатирич. поэм: «Мышеида», «Мо-мхомахня'>, «Сатир» и др.: издатель лит. журналов Адам Нарушевич (1733—96); драматург

3. Богуславский (ум. 1829); автор комедий Богомолец (1720—84); издатель журн. «Монитор», публицист Станислав Сташнц (1755— î S26) и Гуго Коллонтай (1750—812).

_ Развал шляхетского гос-ва привел к разделу Толыпи между ее соседями—Пруссией, Авст-зей и Россией . Национальное угнетение Польза создавало предпосылки для нап.-освободи-

■ льного движения, идея к-рого в литературе нашла свое выражение в польском романтизме, .исателем, с гениальной силой выразившим гтротест против национального угнетения, был “дам Мицкевич (1798—855), испытавший большое влияние русской .литературы, в частности -ушкина. После поражения восстания 1830 в творчестве писателя усиливаются мистические ■строения, но это не помешало ему написать ■яубоко реалистического «Пана Тадеуша». Лру-гы крупнейшим романтиком был высокоодаренный Юлий Словацкий (1809—49). Предста-игтелем реакционной романтики выступил Сп-гжшунд Красинекий (1812—59). Параллельно развивалось творчество менее значительных по-изг.в—Богдана Залесского (1802—86) и Севери-Шт Гощинского (1801—76). Эпигонами романтизма являются: Г'орнель Уейский (1828—97). Кшзцентий Поль (1807—72), Теофиль Ленар-Ьивич (1822—93), Сырокомля (Кондратович,

I * - 2—62). Следует отметить творчество Ричарда Ьррвинского (Î819—79)—поэта с революцп-шеео-демократич. тенденциями. К традициям ■асьосицизма примыкает плодовитый автор корпений Александр Фредро (1793—876). i Популярнейшим писателем этого же времени Шы.- Иосиф Крашевский (1812—87), родона-■■.“ьник буржуазного, преимуш. исторического ^вана. После поражения восстания 1863 в социально-политическом развитии Польши наступает новая полоса. Начиная с 70-х годов выдвигается ряд писателей-реалистов, представителей буржуазного позитивизма и «культурничества»: Болеслав Прус(Гловацкий, 1847—912), поэт Адам Аснык (1838—97), писательница Элиза Ожешко (1847—912), писавшая на социальные темы, теоретик буржуазного позитивизма, перешедший на сторону реакции, А. Свен-тоховский и наиболее популярный среди нацио-налистич. польской буржуазии писатель Генрик Сенкевич (1846—916). Для этих писателей характерен более или менее определенно выраженный путь от буржуазного либерализма в лагерь реакции в связи с выступлением на историческую арену рабочего класса и обострением классовой борьбы.

В 90-х гг. обнажение противоречий бурж. действительности обусловливает распад бурж-реализма. Возникает натурализм; наиболее видными представителями последнего являются: Реймопт (1868—925)—автор цикла романов «Крестьяне*, б. «социалист» Вацлав Серошев-ский (р. 1868)—автор сибирских рассказов, Габриеля Снежко-Запольская (1860—921)—автор комедии »Нравственность г-жи Дульской» и др. Самой видной поэтессой в этот период является Мария Коиопиицкая (1898—910). В ее творчестве ярко выражено сочувствие угнетенному положению трудящихся*В 19 и 20 веках польская литература складывалась под большим влиянием русской литературы, в частности реалистических и демократических ее тенденций.

Процесс загнивания капитализма в эпоху империализма, обнажение раздирающих его противоречий нашли свое отражение в упадке и загнивании бурж. литературы. Натурализм сменяется модернизмом, символизмом и декадентством, возглавляемым лит. группой «Молодая Польша*. Ее националистическое крыло представлено писателем Стефаном Жеромским (1864—925) и др. В Галиции группировалось преимущественно другое крыло «Молодой Польши», провозглашавшее лозунг «чистого искусства»; его главой был Станислав Пши-бышевский (1863—927). Наиболее видные представители этого лагеря: поэты Казимир Тет-майер (р. 1868) и Леопольд Стафф (р. 1878); романист Вацлав Берент (р. 1878), автор «Гнилушек»; поэт-мистик Каспрович (1850—926). Видным поэтом в эти годы был С. Выспянский (1867—907). В творчество нек-рых польских писателей этого периода в связи с их близостью к рабочему движению проникают мотивы протеста против социального угнетения трудящихся масс—Жеромский («Бездомные люди»), Серошевский («Якутские рассказы»),

А. Струг («Люди подполья», «Завтра» и др.). Позднее эти писатели всецело переходят в лагерь реакции.

Восстановление Польши после 1918 имело переломное значение и в развитии бурж. лит-ры. Национализм и великодержавный шовинизм используются господствующими классами как основное средство укрепления бурж. государственности. Проповедь националистических и шовинистических идей становится характерной для лит-ры в целом как для «старого» поколения в лице Реймонта, Серошевского, Жеромского, так и для «молодых», объединенных (в 1917) в группу «Скамандер» (Антоний Слонимский, Ярослав Ивашкевич и др.). Характерными чертами современной бурж. литературы





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.