531    ПОСТФИКСЫ—ПОТЕБНЯ    53!

его, повторявшиеся в течение нескольких веков, привели в 19 веке к созданию неевклидовой геометрии.

ПОСТФИ'КСЫ—в грамматике аффиксы, стоящие после корня. П. подразделяются на окончание (последний П. в слове) и суффиксы (П. между корнем и окончанием).

ПОСТЫ—более или менее продолжительные воздержания от пищи или ограничения ее в силу религиозного предписания (см. Религия). В христианстве получили развитие П., понимаемые как воздержание, иногда длительное (до 7 недель, как великий П.), от «скоромной» (т. е. мясной и молочной, иногда и рыбной) пищи. Поповщина внушает верующим, что П. предназначены богом якобы для умерщвления «греховной плоти» во имя победы духа над телом. Такая проповедь чрезвычайно выгодна эксплоататорам, так как оправдывает полуголодное существование трудящихся и их семей в капиталистических странах. Во время мусульманского П. (ураза), продолжающегося весь месяц рамазан, воспрещается принятие пищи до захода солнца. П. являются в руках служителей культа средством для укрепления в массах религиозного фанатизма и покорности.

ПОСЫЛКА, или предпосылка—положение, лежащее в основе дальнейших утверждений о каком-либо предмете. Например Ленин пишет: «Первая посылка теории познания, несомненно, состоит в том, что единственный источник наших знаний—ощущения. Признав эту первую посылку, Мах запутывает вторую важную посылку: об объективной реальности, данной человеку в его ощущениях, или являющейся источником человеческих ощущений» (Соч., т. XIII, стр. 103). В силлогизме П. называются те суждения, из которых выводится заключение. При этом большей П. называется то суждение, в которое входит т. н. ббльший термин (т. е. сказуемое заключения*), а меньшей П.—то суждение, в которое входит меньший термин (т. е. подлежащее заключения). Так, в силлогизме: «Все люди смертны; Иван—человек, следовательно, Иван смертен», первое суждение будет большей П., а второе—меньшей.

ПОСЬЕТА ЗАЛИВ—часть Петра Великого залива на северо-западном побережьи Японского моря (Приморский край РСФСР). Ширина и длина 19 км. Имеет 2 бухты (Новгородскую и Экспедиции), удобные для стоянки крупных морских судов, но замерзающие с декабря по апрель.

ПОТ—прозрачная жидкость, секрет, выделяемый специальными потовыми железами, находящимися в коже. Состоит гл. обр. из воды с небольшим количеством мочевины, нек-рых солей, жиров и других органических веществ (уд. в. 1,004—1,006). СП. отделяется излишнее количество влаги из организма и выводятся различные вредные вещества. • П., испаряясь с поверхности кожи, увеличивает теплоотдачу

и, т. о., служит для охлаждения кожи. Среднее суточное количество выделяющегося у взрослого человека П. колеблется между 700— 900 г, при усиленном потоотделении (например при приеме т. н. потогонных средств)-

до 1.500—2.000 г. Благодаря неравномерному распределению потовых желез различные участки кожи человека потеют неодинаково: всего сильнее—ладони, подошвы, подмышки, лоб, щеки, грудь; вся правая сторона тела у большинства людей потеет сильнее, чем левая. Из домашних животных особенно сильно отделение П. у лошадей, в меньшей степени—-у I рогатого скота; у кошки и собаки пот выдел®-1 ется лить на голой поверхности ступнег. I Ср. Потовые железы и Экскреция.

ПОТ АЗОТ—удобрение, содержащее смесь хлористых калия и аммония. Получается как по-1 бочный продукт при производстве соды по спс-собу С о л ь в е я из сильвинита с участие* I кислого углекислого аммония. В видуизбьіТЕї хлора П. можно применять лишь под свеклу (с&- I харную и кормовую) и под хлеба, добавлял: I к нему сульфат или нитрат аммония.

ПОТАНИН. Григорий Николаевич (1835— 1920)—крупный исследователь Сибири, Центр I Азин, Монголии н Китая, был стороннике! автономии Сибири в пределах царской Россиж I В 1865 был арестован и после 3 лет тюрьмы прж- I говорен к 5-летней каторге по делу «Об-ва неза- I внеимой Сибири». В 1876—79 исследовал Джун- I гарию, Северную Монголию, Урянхайский! край. В 1884—86 провел ряд экспедиций в Кг- I тае и Монголии. Последние 20 лет жизни про-1 вел в Снбнри, собирал и обрабатывал этногрь- I фические материалы.

ПОТАПЕНКО, Игнатий Николаевич (1856— I 1929)—писатель. Сын сельского священника. I Как писатель сложился в 80—90-х гг. Изобрз- I жал быт духовенства и гор. ннтеллигенгщз: I («На действительной службе», «Шестеро», «Г~ I неральская дочка», «Здравые понятия» и др. I Для П. характерны умеренный либерализм I призыв к маткой культурной работе и идеа- I лнзация бурж. отношений. Собр. соч. в 12 ті I СПБ, 1904—05.

ПОТА'Ш, К2СО,—в чистом виде твердое бе-1 лое гигроскопич. вещество с сильно щелочными I свойствами. Готовится гл. обр. из хлористоп I калия, а также из золы растений (в СССР кан золы стеблей подсолнечника), из овечьей I жиропота, из паточного угля. Употребляется* в производстве стекла, в мыловарении для п:-Я лучения мягкого мыла, в красильном дели? I при промывании шерсти, а также для получи " ния нек-рых калийных солей.

ПОТЕБНЯ, Александр Афанасьевич (1835— 1891)—языковед и теоретик поэзии, пре ~ I Харьковского ун-та. Последователь психолог:- ! ческого языковедения (В. Гумбольдт, Штейн-таль), П. занимался вопросами отношения языка и мысш, научного изучения языка вообще Большую ценность имеют его труды по изучению русского языка, его истории и диалектологии, а также украинского языка. Основизе в учении П. о языке—это изучение факт ш языка, увязанных с сознанием, в их истории, развитии. Многие лингвистические идеи П. [ остаются, несмотря на идеалпстич. установкж*! актуальными и являются одним из лучшгжі орудии борьбы с упрощенческим формализме* Г школы Ф. Ф. Фортунатова в грамматике.

Как теоретик поэзии П. создал целую шкату I последователей. Исходя из слова как просте&Л шего поэтич. произведения, в момент своегшії возникновения характеризующегося наличной образа («внутренней формы»), П. проележиваг%1 как постепенно утрачивается эта образностьЛ как слово поэтическое, слово-образ превращаеяЛ ся в слово-понятие, слово прозаическое.ПрисурЛ ствие образа в слове и в сложном поэтич. г:- ~| изведении сообщает им характер иносказателаЛ ности. П. в своей поэтике, построенной на сш-1 холого-лингвистической основе, исходил ящ субъективистского положения о том, что гаЯ имное понимание невозможно, что художев»1




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.