ПОЧТМЕЙСТЕР—ПОЭТИКА    554

i.iры, транспортеры, штемпелевальные машн-еы и пр.). См. СССР, раздел Связь.

ПОЧТМЕЙСТЕР—старинное название начальника почтовой конторы.

ПОЧТОВЫЙ СОЮЗ—международное объедине-тне по перевозке и доставке корреспонденции. Еозник в 1874 в Берне, где 22 государства замочили между собой почтовую конвенцию, к г;-рой позже присоединилось большинство культурных стран. В 1878 был основан Всемирный почтовый союз (ВПС), объединяющий теперь »се roc-ва земного шара. Цель Всемирного почтового союза—упрощение п усовершенствование почтового обмена между странами. Принципы всемирной почтовой конвенции, обязательной для всех членов Всемирного почтового союза,—единый тариф и свобода транзита.

Вызванный к жизни развивавшимися международными торг. сношениями, П. с. сыграл большую роль в развитии междунар. сношений, значительно облегчив и удешевив их. Исполнительным органом ВПС является Международное почтовое бюро в Берне. Периодически созываемые (1 раз в 5 лет), всемирные почтовые вэнгрессы вносят в конвенцию изменения и дополнения, ведущие к улучшению международной почтовой службы. Последний, 10-й конгресс отстоялся в Кайре (Египет) в 1934. Следующий аонгресс состоится в 1939 в Буенос Айресе (Аргентина). Помимо главной конвенции многие гос-ва заключают между собой дополнительные соглашения, ведущие к дальнейшему блегчению и расширению почтовых сношений фиересылка почтовых переводов, посылок, подписка на периодич. издания и пр.).

ПОШЕХОНЬЕ-ВОЛОДАРСК—город, р. П. Яро-елавской обл., на р. Со гоже (приток Шексны), а 65 км от ж.-д. станции Рыбинск; 4.7 т. ж.

■ 1933). С Рыбинском—автобусное сообщение. Дореволюционное Пошехонье являлось олицетворением медвежьих углов царской России. В наст, время П.-В.—культурный центр передо-юго льно-молочного р-на. В П.-В.—маслозавод, льнозавод, кожевенный и лесопильный з-ды.

ПОШЛИНЫ—один из видов налогового обложения. Сюда относятся П. наследственные, крепостные, судебные, гербовые, таможенные, паспортные и др. Буржуазные финансовые теории, о:рывая налоговую природу П., рассматривают И. как плату за «услуги*, якобы оказываемые Вос-вом населению. Подробнее см. Налоги.

ПОЭ'ЗИЯ (греч.—творчество). В узком смысле иод П. понимают стихотворную, ритмически ■рганизованную речь (см. Стнхосложение). В этом смысле П. противопоставляют прозу. Тер-жнн «П.» употребляется также в смысле художественно-литературного творчества вообще. Понятие «П.* в этом случае совпадает с понятием художественной литературы в отличие т литературы нехудожественной, т. е. научной, и т. 11.

ПОЭМА (греч.—творение)—в первоначальном •смысле эпическое (повествовательное) произведение в стихах. В поэзии античной («Плпа-Ьа* и «Одиссея* Гомера, «Энеида» Виргйлия и пр.), а также в новоевропейской—с эпохи Возрождения («Освобожденный Иерусалим» Тассо, «Потерянный п возвращенный рай» Мильтона I* др.)—сюжетом П. являлось крупное историч.

I шли легендарное) событие в жизни народа или раке всего человечества. В эпоху романтизма ||е нач. 19 в.) термин «П.* стал обозначать стихотворное повествование с сюжетом, основанным на истории отдельной личности, и с большей или меньшей примесью лирических вне-сюжетных отступлений, передающих переживания и настроения автора («Чайльд-Гарольд» Байрона, «Цыганы» Пушкина). Понятпе«П.» сделалось неопределенным; этим наименованием стали называть столь разнородные произведения, как «Демон» Лермонтова и острый поли-тнч. памфлет «Германия» Гейне. Гоголь назвал П. свой роман «Мертвые души». П. является лирико-эпическим жанром и характеризуется обычно стихотворной формой. Как вид лири-зованного эпоса П. не исключает и прозаической формы, хотя и редкой.

ПОЭТ (греч.—творец)—1) в первоначальном смысле лицо, обладающее творческим дарованием. 2) В более узком и наиболее распространенном смысле—стихотворец.

ПОЭТИКА (греч.), иначе теория литератур ы.—раздел науки о лит-ре. Задачей П. является теоретическое определение сущности лит. творчества и разработка принципов и методики лит. произведения и лит. процесса в пелом. П. распадается на три основных раздела;

1)    ученпе о специфике художественной литературы (понятие образности и художественности);

2)    учение об анализе лит. произведения (сюже-тосложение, поэтический язык, стихосложение); 3) учение об анализе лит. процесса (метод, сталь, жанр, индивидуальный стиль писателя). Кроме того к теории лит-ры относится и историография науки—история литературоведческих учений.

Научные основы П. складывались еще в античном обществе, где значительнейшим и до сих пор сохранившим интерес документом явилась поэтика Аристотеля, давшего ряд определений, относящихся к пониманию сущности искусства, основ сюжетосложения и т. д. Поэтика Аристотеля имела в значит, мере описательный и в то же время нормативный характер, стремясь определить законы, обязательные для лпт. творчества вообще. Столь же нормативный характер носила работа «Ars poetica» Горация, ставшая очень популярной со времени Возрождения. Этот характер чрезвычайно усилился в П. Зап. Европы 17—18 веков (Буало, Опил, Готшед) и позже в России (Сумароков, Тредьякоеский), приобревшей схоластический и догматпческии оттенок прикладных руководств лит. творчества на основе всеобщих его законов. Законы эта выводились из анализа ограниченного количества произведений, произвольно считавшихся «образцами», в силу чего П. была лишена какой бы то ни было историч. основы. В 19 в. и в Зап. Европе и в России (Александр Веселовский) выдвигается на первый план принцип историзма в изучении лит. фактов и закладываются основы исторической П. Однако неясное представление о сущности литературы и связанные с этим ошибки в понимании связи формы и содержания привели к тому, что историческая П. стала развиваться как история лит. форм в отрыве от их исторического содержания, что в значительной мере обесценило раб*ты представителей этой школы.

У ее эпигонов—формалистов (см. Формализм)— П. превратилась в изучение лит. технологии и лишилась сколько-нибудь глубоко осмысленного понимания формы лит. творчества в ее единстве с содержанием. Складывающаяся в наше время теория лит-ры исходит из практики и теории социалистического реализма как высшего типа искусства; это позволяет П. устанавливать закономерности, имеющие всеоб-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.