583    ПРАВЫЙ УКЛОН В ВКП(б)—ПРАГМАТИЗМ    5U

ветской власти. В этих целях Бухарин установил организационные связи с подпольным ЦК эсеровской орг-ции, действовавшей в СССР, а также с закордонным ЦК эсеров. При содействии белого эмигранта, меньшевика Дана, Бухарин и Рыков установили связь с германской разведкой и с вождями 2 Интернационала.

Изверги рода человеческого подготовляли террористические акты против вождей партии и руководителей советского правительства.

«И.-т. б.» являлся передовым отрядом международного фашизма, на к-рый фашистские гос-ва возлагали большие надежды в своих планах нападения на СССР и порабощения советского народа. Но подлые предатели и изменники, как и их фашистские хозяева, просчитались. Доблестная советская разведка, руководимая сталинским ЦК ВКП(б), оборвала гнусную деятельность тропкистско-бухаринско-ры-ковской банды.

Пойманные с поличным, под тяжестью улик, предъявленных им, организаторы и участники «право - троцкистского блока* признались в своих чудовищных преступлениях. Советский суд выполнил волю всего народа, требовавшего беспощадной расправы с гнусными изменниками родины и шпионами, продавшимися фашизму: по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР фашистские агенты были расстреляны.

ПРАВЫЙ УКЛОН В ВКП(б)—см. Правая оппо-' шипя.

ПРАГА, 1) чешек. Prahaстолица и крупнейший город Чехословакии и ее зап. области Чехии. Расположена на притоке Эльбы Влтаве, близ месторождений угля и железа. В связи с захватом Германией Судетской области и ряда др. р-нов Чехии кратчайшее расстояние от П. до герм, границы составляет ныне всего лишь ок.

50 км. 849 т. ж. (1931). П.—важнейший промышленный, торговый и финансовый центр страны; ж.-д. узел, речной порт, аэропорт. Машино- и вагоностроение, военная пром-сть (в т. ч. заводы Шкода), текстильная, фарфоровая, сахарная и др. пром-сть. П.—старинный центр чешской культуры: ун-т (осн. в 1348), ряд технических и других высших учебных заведений, Академия наук и искусств, множество ученых об-в, музеев и др. Ценные памятники средневекового искусства. И. возникла на рубеже 10 и 11 вв. около древней укрепленной резиденции чешских князей Вышеграда. Пражский ун-т был в 14—15 вв. одним пз крупнейших центров образованности в Европе. П. сыграла значительную роль в движении гуситов. 2) Предместье Варшавы на правом берегу р. Вислы. Соединено с основной частью города тремя мостами.

ПРАГМАТИ'ЗМ (от греч. pragma—дело, действие), 1) в философи и—реакционное субъективно-идеалистическое направление. Основные положения П. впервые были сформулированы в 1879 амер. философом Ч. Пирсом. Как течение П. оформился в нач. 20 в.; он был развит амер. философами Джемсом, Дьюи и англ. философом Шиллером. П. очень близок к махизму. «Различия между махизмом и прагматизмом,—пишет Ленин,—так же ничтожны и десятистепенны с точки зрения материализма, как различия между эмпипиокритипизмом и эмпириомонизмом» (Соч., т. XIII, стр. 279, подстрочное примечание).

Прагматисты считают, что познание контролируется нашими стремлениями и волевыми процессами и является «инструментом», орудием нашей деятельности. П. отрицает за познанием право делать вывод о существовании! I объективного мира. Наука и философия не зз-И нпмаются, по мнению прагматистов, изучением■ объективного мира, а лишь толкованием"нашем»! опыта, причем опыт П. трактует субъективноI идеалистически, как совокупность субъектив- I ных переживаний, не могущих отразить объев-■ тивную действительность. Все наши научные! теории являются, с точки зрения П., тольншИ рабочими теориями, т. е., если они «полезны»,! если они способны «удовлетворить» наши запро-1 сы, они могут претендовать на «истину». Ни-1 человеческой деятельности «истина», по мнения» I прагматистов, не имеет значения, ибо она яг-1 ляется только человеческим продуктом, ег»И «инструментом» (Дьюи) и никакого отношейижИ к объективной реальности не имеет. Дьюи, ра>- I вивая свою «инструментальную» теорию, ук*- I зывает, что все наши научные концепции явлиь I ются только «инструментами» опыта, и беспс- I лезно, по его мнению, относить их к какой-» I «мистической» действительности. Эту же точку I зрения отстаивает и Шиллер в своем «тумани»-1 ме», утверждающий, что на всех отраслях а на- I нпя лежит печать их творпа=-человека, что все й они «очеловечены* и к объективной реальности I никакого отношения не имеют. Действитедь-1 ность и действие, по его мнению.—еинонимк: Я истинность—это приспособление к нашим по- I требностям; истина—вид блага, ценности, ні поэтому теория познанпя и этика по существу И тождественны. Прагматисты стоят на точкг И зрения плюрализма, рассматривая мир как слу-Я чайное сцепление самостоятельных, независж-Ш мых частей. Исходя пз субъективного критерии* истинности, П. приходит к утверждению релш-И гии, к откровенной поповщине, мистике. Р~- I лигия, по мнению прагматистов, истинна, иб»И она, «поддерживая надежду» на «лучпжЙгИ мир», занимает большое место в нашем опыт*..* Джемс, напр., договаривается до того, что мг-Я стическое переживание оказывается еще бол« I «иепшНым», чем другие переживания, т. к. от-ш носится к «вечному» миру. Раскрывая ре аж—И пионную сущность П., Ленин писал: «Прагм*-И тизм высмеивает метафизику и матерпализшЯ и идеализма, превозносит опыт и только опьп „■ признает единственным критерием практику Л ссылается на позитивистское течение вообще,И опирается специально наОс т-Ш вальда. Маха, Пирсона, Пуа в-Я каре, Д ю г е м а, на то, что наука не еса»И „абсолютная копия реальности“, и... преблапнИ получно выводит изо всего этого бога в целяяИ практических, только для практики, без всякліЯ метафизики, без всякого выхода за предедмЯ опыта» (Соч., т. XIII, стр. 279, подстрочнииИ примечание).

штштттШШШ


Философия И. отражает ханжеские и де.тл-И ческие устремления бурж. идеологов, которыми признавая утилитарную ценность науки, ярИ называются, однако, видеть в ней орудие знания объективной действительности и птшЯ ходят к утверждению религии.

Лит.: Ленин В., Материализм и эмпириокряшиН цпзМг Соч., т. XIII, М.—Л., 1935.

2) В историографи и—изучение исторшчИ событий в их преемственной связи. ПротилиИ поставляется внешнему описанию событий лЛ простой хронологии, последовательности. тЖ не поднимает, однако, историю на научгтаИ высоту. Только историч. материализм деламиЯ историю наукой, устанавливая общие зако-аиИ мерности исторического процесса.




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.