587    ПРАЗЕОДИМ—ПРАКТИКА

в нашей стране используется служителями культа для укрепления реакционного влияния религии на отсталые массы и для увеличения своих паразитических доходов. П. р. наносят ежегодно немалый ущерб хозяйству страны и вред здоровью трудящихся.

ПРАЗЕОДИМ, Рг—химич. элемент из группы редких земель. Ат. в. 140,92, порядковое число 59, удельный вес 6,8, температура плавления 940°. Образует два окисла: Рг,б, (зелено-желтый порошок) и РгО, (черный порошок). Соли—зеленого цвета.

ПРАКРИ'Т (инд. — естественный, простой язык)—обозначение среднеиндийских языков в противоположность санскриту.

ПРАКСИ'ТЕЛЬ (2-я треть 4 в. до хр. э.)— древнегреч. скульптор. Стройные пропорции, изысканные позы, декоративность одежды характеризуют искусство П. Любимый материал П., мрамор, особенно хорошо передавал человеческое тело («Афродита Книдская*). Монументальность религиозного образа заменяется у П. интимностью бытовой сцены («Гермес с Дионисом*). П. создал большую школу.

Лит.: В е р м а н К., История искусства всех времен и народов, т. 1, 1903; Леви Э., Греческая скульптура, П., 1915;Вазер О., Греческая скульптура в ее главных произведениях, М., 1914.

ПРАКТИКА (от греч. «действие», «дело»)—

1) материальная деятельность людей, направленная на изменение природы в процессе общественного производства и на изменение общественных отношений. П. является основой человеческого познания и объективным критерием истины. «Точка зрения жизни, практики,—говорит Ленин,—должна быть первой и основной точкой зрения теории познания. И она приводит неизбежно к материализму, отбрасывая с порога бесконечные измышления профессорской схоластики» (Соч., т. XIII, стр. 116). Познание человека возникает из жизни, из опыта, идет от П. к обобщениям, к теории. Теория в свою очередь претворяется в жизнь через человеческую П. Теория проверяется П. «На практике должен человек доказать истинность, т. е. действительность и силу, посюсторонность своего мышления. Спор

о действительности или недействительности мышления, изолированного от практики, есть чисто схоластический вопрос» (Маркс, [О Фейербахе], в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. IV, стр. 589). П. подтверждает истинность тех или других понятий, идей, теорий. Ленин указывал, что «вся человеческая практика должна войти в полное „определение“ предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку» (Сочинения, т. XXVI, стр. 134—135).

Критикуя агностиков, отвергавших возможность истинного, объективного знания, Энгельс указывал, что измышления агностиков лучше всего разбиваются самой П. «Мы можем,—писал Энгельс,—доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем, что мы сами его вызываем, порождаем его из его условий и заставляем елужить нашим целям* («Людвиг Фейербах*", в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. XIV, стр. 645). При этом под П. понимается общественное производство, пром-сть и вообще вся деятельность масс, вся совокупность исторического опыта и революционной классовой борьбы, направленной на изменение общественных отношений. Ошибочно ограничивать понятие П. лабораторным опытом, экспериментом; тем боле* ошибочно трактовать П. только как «личные опыт». Все материалисты до Маркса, включая и Фейербаха, «не понимали значения „революционной практической деятельности1-» (Ленин, Сочинения, т. XVIII, стр. 10). Вот почему их материализм носил созерцательны* характер. Они, по выражению Маркса, «липа различным образом объясняли мир, ел дело заключается в том, чтобы изменит! его* («О Фейербахе», в кн.: Маркс К. и Энгель: Ф., Соч., т. IV, стр. 591). В противоположность, старому материализму, идеалист Гегель подчеркивал активную сторону человеческой деятельности, однако он рассматривал эту деятельность как проявление деятельности Духа и пытался объяснить исторический процесс, исходя из идейных представлений и мотивов людей, к-рые, по его мнению, являлись результатом развития абсолютной идеи.

Маркс и Энгельс впервые показали значение практической деятельности, значение общественного производства; они показали, «чт: история развития общества есть, прежде всего история развития производства, история спо-собов производства, сменяющих друг друг-, на протяжении веков, история развития производительных сил и производственных отн:-шений людей ».[«Краткий курс истории ВКП(б>* 1938, стр.116]. «Это понимание истории...,— писали Маркс и Энгельс об открытом ими материалистическом понимании истории,—остается постоянно на почве действительной истории, не объясняет практику из идеи, а объясняет идейные формации из Яатериально 5 практики и в силу этого приходит к тому результату, что все формы и продукты сознанн■ могут быть уничтожены не духовной критикой, не растворением их .в самосознании1, а лишь практическим ниспровержением реа.н-ных общественных отношений..., что не критика, а революция—движущая сила истории а также религии, философии и всякой иное теории*(Маркс и Энгельс, Соч., т. IV, стр. 2ЩН

Маркс и Энгельс показали, что исторп человеческого общества есть закономерны* процесс революц. смены различных способов производства; следовательно, история общественного развития есть сстория самих производителей материальных благ, история трудящихся масс. Маркс и Энгельс показали, чт>«» история антагонистических формаций есты история борьбы классов, борьбы между эксплуататорами и эксплоатируемыми; они раскрыл-значение революций при смене одного способ 1 производства другим и роль различных классов в революциях. Маркс и Энгельс вскрыли законы возникновения, развития и неизбежной гибели капитализма и революционного л—] рехода к новому, коммунистич. обществу. Оинш впервые открыли всемирно-историческую рсл пролетариата как единственного до конца в*в| ледовательно-революционного класса, позванного уничтожить капитализм и построю бесклассовое коммунистич. общество. Со свое учение о пролетарской революции и д-татуре пролетариата, Маркс и Энгельс у зали пути практической революционной деж-| тельности пролетариата.

Социалисты-утописты, критикуя пороки бури жуазного общества, лишь мечтали, отрывали» от реальной действительности, фантазирс вллш

о новом обществе и не могли указать никажис реальных путей для его осуществления. М_.:н




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.