61    ПЕНДИНСКИЙ ОАЗИС—ПЕНИИИЛЛ    62

цев. Лечение: местное—припудривание порошком марганцовокислого калия и сухая повязка, общее—внутривенное введение препаратов сурьмы.

ПЕНДИНСКИЙ ОАЗИС—в песчаной пустыне Кара-кум (Туркменская ССР), близ афганской границы. Площадь ок. 500 к.чг. Хлопковые поля искусственно орошаются каналами из р. Мургаба. Овцеводческие совхозы и колхозы разводят ценных каракульских овец. Центром П. о. является поселок Тахта-Базар. Развито кустарное производство ковров, известных как самые ценные ковры Туркмении.

ПЕН ЕЛО'ПА—в древнегрёч. сказаниях жена Одиссея; в течение 20 лет отсутствия своего мужа оставалась ему верной. Многочисленным женихам П. ставила условием своего согласия на брак окончание начатой ею ткани, причем каждую ночь она распускала то, что делала днем. Отсюда поговорочное выражение «ткань Пенелопы* в значении бесконечной работы.

ПЕНЕПЛЕ'Н (франц.—почти равнина)—невысокая волнистая поверхность с выравненным рельефом, образовавшимся из первоначального рельефа в результате разрушения возвышенностей эрозией. П. по теории американского геоморфолога Дэвиса является конечной фазой геоморфологического цикла.

ПЕНЕТРА'ЦИЯ, проницаемость—характеристика консистентности или проницаемости полужидких веществ. Определяется глубиной вхождения в испытуемое вещество острой иглы, нагруженной стандартным грузом, в специальных приборах—п енетрометрах. Применяется для контроля качеств битумов, пеков, парафинов, озокерита и т. п.

ПЕНЖИНСНАЯ ГУБА—залив (губа р. Пен-жпны) северной части Охотского моря. Длина 240 км, наибольшая ширина около 95 км. Берега гористы.

ПЕНЗА—город, центр Пензенской области на сплавной р. Суре у впадения в нее речки П., ж.-д. узел; 119 т. ж. (1933). Промышленность лесообрабатывающая (лесопиление, мебельная и бумажная ф-ки), пищевая (винокуренная, пивоваренная, кондитерская и др.), швейная. Вновь построены велозавод и завод банно-прачечного оборудования. Крупный хлебозаготовительный пункт.

ПЕНИЕ, или вокальное (от лат. vox— голос) искусств о—искусство музыкальновыразительного исполнения голосом. П.— самый распространенный и самый древний вид муз. искусства. В народном творчестве исполнитель часто является и творцом своей песни. Современный профессиональный певец является обычно только исполнителем уже созданного вокального произведения, и его задача сводится к творческому воплощению (передаче) и художественной интерпретации словесномузыкального материала.


Художественное П., как хоровое, так и сольное, возникло в глубоко:: древности. Древнегреческие поэты-композиторы пели, аккомпанируя себе на кифаре илп лире. В разные эпохи культивируется преимущественно то ольное, то хоровое П. Наряду с церковным П. в средние века (12—13 вв.) выдвигается ольное П. трубадуров и миннезингерое. 14— ". Ь века—эпоха расцвета многоголосной музыки :м. Полифония) и хорового П. В 17, 18 и 1-й половине 19 вв., в связи с развитием оперы,

з Италии появился ряд школ, готовящих пев-i: з-солистов. Их искусство ставило красоту звука (bel canto) в основу П. В противоположность итальянской, французская и немецкая школы П. стремились главным образом к выразительной и ясной дикции. Русская фокальная школа, ведущая свое начало от Глинки, отличается глубиной и естественностью выражения.

В понятие художественного П., кроме красоты звука и умения управлять голосовым аппаратом, входят выразительность и музыкальность исполнения. При обучении П. важнейшее значение имеет постановка голоса.

Основные виды П.: массовое, хоровое, оперное и камерное. Массовое П. не требует от своих участников никакой специальной подготовки. Хоровое П. требует дифференциации участников по родам голосов (сопрано, тенора, альты, басы), определенной технической подготовки. Оперное П. синтезируется с драматическим воплощением сценического образа. Камерное П.—это П. одного (сольное П.) или нескольких исполнителей (ансамбль), б. ч. с инструментальным сопровождением. Камерное П. сценического оформления и драматического действия не требует. В виду этого вся сила выразительности камерного П.—в теснейшем синтезе музыки и слова. Камерное-П. охватывает гл. обр. область песни во всех ее родах и видах, кроме хоровой.

П ЕНИТЕНЦИА'РИИ—в Америке и Англии к начале 19 в. тюрьмы, построенные по Пенсильванской или Оборнской системе и ставивши о себе формально задачей исправление заключенных. Фактически П. стремились к превращению заключенных в покорные объекты капиталистической эксплоатапии в соответствии е интересами промышленного капитализма в сохранении и пополнении резервной армии безработных. В настоящее время этот термин мало употребляется.

ПЕНИТЕНЦИАРИЯ (от католического церковного термина poenitentia—покаяние)—употребляется в различном смысле: как тюремное дело, тюрьмоведение, пенитенциарная наука, тюремная система, ставящая себе задачей исправление заключенных.

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ НАУНА, или т ю р ь м о -в е д е н и е—учение об организации лишения свободы. Стало развиваться в капиталистич. странах, особенно в Англии и США, в начале

19 в., а позже в Германии. По вопросам П. и. создалась огромная литература, ей посвящены специальные журналы и собирающиеся через каждые пять лет международные тюремные конгрессы, в также постоянная международная комиссия по вопросам пенитенциарии. Параллельно с либеральными течениями в П. н. создалась (в Италии, Германии) фашистская школа. Марксистско-ленинское учение о наказании ничего обшего с пенитенциарной наукой не имеет.

ПЕНИЦЙ'ЛЛ, пеницпл-лий, пенициллиум,кистевидная плесень.

Pénicillium — род сумчатых грибов. Многие виды его образуют на различных, гл. обр. растительных продуктах, на сырых стенах и т. п. серовато-зеленоватые (и др. цветов) налеты плесени. П. вызывают порчу пищевых продуктов.

Нек-рые виды И. играют важную роль в созревании нек-рых сортов сыра (рокфор, камамбер).




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.