665    ПРОГРАММА-МАКСИМУМ—ПРОГРЕСС    666

жении огромные сдвиги, мощное движение к единству действий в борьбе против войны, фашизма, поворот к коммунизму. В этой исто-Г'ич. обстановке VII конгресс Коминтерна стал конгрессом борьбы за единство международного рабочего движения, за единство профсоюзное , за единство политическое, против фашизма, конгрессом новых тактических установок.

ПРОГРАММ А-М АКСИМУМ—см. Программа ВКП(б).

ПРОГРАММ А-МИНИМУМ —см. Программа ВКЩб).

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА—музыкальные произведения, в основе к-рых лежит литературный, философско-поэтический или живописнопейзажный сюжет. Развитие П. м. в 1-й половине 19 в. тесно связано с романтическим течением в симфонич. музыке (см. Романтизм в музыке), стремившимся к освобождению языка инструментальной музыки от нек-рой отвлеченности, свойственной классическому периоду. Создателем П. м. и одним из наиболее ярких представителен муз. романтизма был франц. композитор Берлиоз с его программными симфониями («Фантастическая». «Гарольд в Италии», «Ромео и Джульетта»). П. м. получила дальнейшее развитие в творчестве Листа (симфонии «Фауст* и «Данте» и 13 одночастных симфонических поэм). Начиная с 30-х гт.

19 века почта ни один крупный композитор не прошел мимо П. м.: Вагнер, Штраус, Сен-Санс, Франк. Сметана. Дворжак, Григ, Дебюсси; из русских _ композиторов: Глинка, Даргомыжский. Чайковский. Римский-Корсаков. Мусоргский. Бородин, Глазунов, Лядов, Скрябин, Прокофьев н др.

П. м. сильно повлияла на развитие изобразительности в музыке, расширив красочные и технические ресурсы симфонич. оркестра и открыв новые возможности фортепиано (в творчестве Листа). Однако значение П. м. и огромный удельный вес ее в искусстве 19 в. определяются не только изобразительным элементом. а прежде всего тем. что она. привлекая в музыку литературные и философские темы, расширила и обогатила ее содержание.

ПРОГРЕ'СС (лат.)—поступательное движение, движение вперед, переход на бал ее высокую ступень развития; П. противоположен регрессу.

Представление о поступательном развитии в природе и в обществе встречается уже в античной философии—в виде отдельных догадок у софистов, в учении материалиста Эпикура (изложенном римским поэтом Лукрецием Ка-ром в поэме «О природе вещей»). В новой философии идея П. в развитии общества была выдвинута идеологами революционной буржуазии в период ее экономического и политического подъема и борьбы против феодализма (16—

18 вв.). Наиболее ярк!гми представителями теории общественного П. во Франции накануне революции 1789 были Тюрго и Кондорсе и др. Ратуя за развитие техники, знаний и борясь с идеологией феодализма, Кондорсе доказывал, что безостановочный П. является следствием развития разума. Гегель, выдвигая идею прогрессивного развития общества, видел в П. раскрытие и обнаружение абсолютного мирового духа.

После упрочения власти буржуазии интерес к теориям П. блекнет, а у ряда философов-позитивистов учение о П. вырождается в реакционную «теорию», подчиняющую идею П. идее «порядка» (Конт), и реакционно-вульгарную теорию эволюции без скачков (Спенсер). Эти «теории» были призваны защищать идею «гармонии» и мирного сотрудничества классов и увековечить капиталистич. строй. Учение позитивистов об эволюции общества направляется уже не столько против идеологии феодализма, сколько против учения о классовой борьбе пролетариата, против учения о революции. В эпоху империализма идеи П. сменяются у ряда буржуазных идеологов пессимистическими теориями, отрицающими П. общества (Гартман, Шпенглер и др.).

С точки зрения материалистич. понимания истории, основой общественного П. является развитие производительных сил и производственных отношений. При антагонистич. формах общества противоречие между производительными силами и производственными отношениями выражается в классовой борьбе и приводит к революции, через к-рую и совершается переход на более высокую ступень. Маркс указывает, что азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи общественного развития (см. Маркс, К критике политической экономии, М., 1935, стр. 39). Будучи прогрессивным по сравнению с феодальным способом производства, капиталистический способ производства в ходе своего развития стал тормозом XIя дальнейшего П. производительных сил. Особенной остроты все противоречия капитализма достигают в эпоху империализма. «Империализм,—пишет Ленин.—есть особая историческая стадия капитализма. Особенность эта троякая: империализм есть (1)—монополистический капитализм; (2)—паразитический или загнивающий капитализм; (3)—умирающий капитализм» (Соч., т. XIX, стр. 301). В эпоху общего кризиса капитализма фашизм—открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала—стремится повернуть вспять общественное развитие, возвратить человечество к варварству. Фашизм является смертельным врагом П., он насаждает самые реакционные, дикие, каннибальские «порядки» и «идеи», добиваясь средствами террора и войны разгрома всего передового, прогрессивного. Фашистская власть в Германии «превратила культурную страну в очаг мракобесия, варварства и войны» (Резолюции VII Всемирного конгресса Коммунистического Интернационала, М.,1935,стр. 11).

Пролетарская революция открывает безграничный простор для развития производительных сил общества. В СССР, к-рый вступил в полосу завершения строительства социалистич. общества и постепенного перехода к обществу коммунистическому, впервые в истории общественный П. совершается на основе свободного труда, на основе развития творческих способностей народных масс и неуклонного подъема их материального благосостояния и ‘культуры. Среди всех стран мира СССР является единственным государством, последовательно отстаивающим дело мира, подлинной демократии, нац. свободы, культуры, технического и научного П.

ПРОГРЕССИВНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ—система обложения, при к-рой налог падает на доход тем большим процентом, чем выше самый доход, напр, с дохода в 1.000 р. берется 1%, с 1.200 р.— уже 1.5%. с 1.500 р.—2% и т. д. В капитали-стич. государствах прогрессивными налогами




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.