701    ПРОКОПЬЕВСК—ПРОКУРАТУРА    702'

ского движения в Чехии 15 века, таборитов. В 1424, после смерти Жижки, П. Большой сделался главным предводителем военных сил революционных гуситов, обнаружив дарования полководца и организатора. Под его руководством гуситы нанесли ряд поражений войскам князей и императора (1425—31). В 1433 он выступал в качестве представителя таборитов на церковном соборе в Базеле. Погиб вместе с П. Малым в 1434 в бою при Липане, в к-ром табориты были разбиты каликстинами.

ПРОКОПЬЕВСК—город обл. подчинения Новосибирской обл., близ ст. Усяты на ж.-д. линии Новосибирск—Сталинск. П. вырос из рабочего поселка в крупный город за годы двух пятилеток. Население выросло с 10.7 т. ж. в 1926 до 121,7 т. ж. (на 1/1 1935). Основной центр угледобычи Кузбасса, дает лучший коксующийся уголь. В П. находится шахта «Коксовая», одна из крупнейших в мире (св. 3 млн. т угля в год).

ПРОКОФЬ ЕВ, Александр Андреевич (р. 1900) — поэт. Сын крестьянина. ПервьГми произведениями П. были лирические песнп о Ладожском крае (сб. «Полдень»). Уже в этой своеобразной этнографии, лирике наряду с темой советской северной деревни отчетливо обозначалась другая основная тема творчества П.— тема Гражданской войны. Тема эта разрешалась вначале в плане поэтизации стихийности революционного движения. Отсюда шло и увлечение П. всякими залихватскими словечками. Тема гражданской войны и революции, которая разрабатывается П. с исключительной эмоциональной силой и пафосом, варьируется у него в самых разнообразных жанрах: баллады, патетич. торжественные оды, оратории, песни, частушки или сюжетный лирический рассказ («Улица Красных зорь», «Победа»), Творчество П. последних лет развивается под влиянием изучаемого им фольклора, хотя работа П. над фольклорным стихом еще не свободна от орнаментальности и стилизации. Соч. П.: Избранное, Л., 1935; Стихотворения 1927—1937, Л., 1938.

ПРОКОФЬЕВ, Сергей Сергеевич (р. 1891)— советский композитор, один из крупнейших композиторов современности. В 1904 поступил в Петербургскую консерваторию, где занимался по композиции у Лядова, Римского-Корсакова и Витоля, по дирижерскому классу—у Черепнина, по фортепиано—у Есиповой. В 1914 окончил консерваторию, будучи к этому времени уже автором ряда значит, произведений. Раннее творчество П. своей нарочитой гротескностью и чертами футуристической бравады было направлено против академических и декадентских течений в музыке, хотя по существу такой тенденциозный примитивизм составлял лишь оборотную сторону изысканного декадентства. Вместе с тем произведения этого периода содержали много свежего и плодоторного: юношеский темперамент, железную ритмику, остроту гармонии, яркость оркестровой палитры. Пребывание П. за границей (1918—26) повлекло за собой усиление формалистических тенденций в его творчестве, к-рые начали постепенно ослабевать по возвращении композитора на родину, со включением его в строительство советской муз. культуры. В творчестве П. последних лет все ярче проявляется стремление к глубокой эмоциональности и реализму.

Творчество П. обширно и разнообразно по жанрам. Всего им написано более 70 опусов.

Среди них 2 симфонии, виолончельные, скрипичные и фортепианные концерты, симфонич. сюита «Ала и Лоллий» («Скифская сюита»), оперы: «Игрок» по одноименной повести Достоевского, «Любовь к трем апельсинам» на сюжет драматической сказки Гоцци, «Огненный ангел» по одноименной повести В. Брюсова, балеты: «О шуте, семерых шутов перешутившем», «Стальной скок», «Блудный сын», «У Днепра», множество крупных и мелких фортепианных пьес, камерных инструментальных произведений, романсов. Работы П. за последние годы—балет «Ромео и Джульетта», музыка к пьесе «Египетские ночи», музыка к звуковым фильмам «Поручик Киже» и «Александр Невский», 2-й концерт для скрипки с оркестром, ряд массовых песен, романсов и др. П. является также выдающимся пианистом—исполнителем, своих сочинений.

ПРОКРУСТОВО ЛОЖЕ — поговорочное выражение. связанное с древнегреческой регендой

о разбойнике Прокрусте, к-рый клал заманенных им людей на ложе, отрубал у них ноги или вытягивал их веревками в зависимости от того, были ли они по своему росту длиннее или короче ложа. Согласно легенде, П. был убит героем Тезеем.

ПРОКСИМАЛЬНЫЙ (от лат. ргохшшз—ближайший)—расположенный ближе к оси тела, или к головному концу, напр, плечевой сустав будет проксимальным концом руки (противоположное понятиедистальный).

ПРОКТИТ—воспаление прямой кишки. Причины П.: повреждение кишки (например острыми частичками в кале), проникновение в стенки ее болезнетворных бактерий, расстройство в ней кровообращения (геморой), пред-располагающее к II. Для предупреждения П. необходима борьба с запорами, лечение гемо-роя и т. д.

«ПР0КУКИ Ш »—название, данное Л епшгым Общественному комитету помопш голодающим, (1921), в состав которого входили контрреволюционеры Прокопович, Кускова и Кишкин, пытавшиеся использовать эту орг-цию для борьбы с сов. властью. К-т был распущен, а его наиболее активные деятели высланы из СССР.

ПРОКУРАТУРА—орган гос. власти, осуществляющий надзор за соблюдением законов в судебных и адм. учреждениях и выполняющий в лице своих представителей функцию гос. обвинения в суде. Буржуазные писатели пытаются доказать, что П. «есть орган закона, а не орган правительства», призванный ограждать «пользу государства, требования общественного порядка и неприкосновенности закона», олицетворение беспристрастия п справедливости. На деле буржуазия создает П. как политич. правительственный орган, возглавляющий полицию, жандармерию, органы сыска, ведущий активную борьбу со всеми, борющимися против капиталистич. строя, и корректирующий ошибки судов. Поэтому кадры II. всегда подбирались из наиболее «благонадежных» и преданных бурж. строю людей. Бичуя царский чиновничий суд, Лени» ярко харак-.теризовал прокурора: «Чиновник,имеющий ближайшее отношение к полиции,... в'некоторых случаях даже начальник полиции», «лакей прокурор» (Соч., т. IV, стр. 84—85, 86).

Сов. П. в существе своем глубоко отлична от П. буржуазной. Орган охраны революц. законности. сов. П. защищает интересы рабоче-крестьянского государства, трудящихся масс и про-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.