75    ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО    76

Сложившееся первобытное общество является первобытно-общинным строем. «При первобытно-общинном строе основой производственных отношений является общественная собственность на средства производства. Это в основном соответствует характеру производительных сил в этот’период. Каменные орудия и появившиеся потом лук и страты исключали возможность борьбы с силами природы и хищными животными в одиночку. Чтобы собрать плоды в лесу, наловить рыбу в воде, построить какое-либо жилище, люди вынуждены работать сообща, если они не хотят стать жертвой голодной смерти, хищных животных или соседних обществ. Общий труд ведет к общей собственности на средства производства, равно как на продукты производства. Здесь не имеют еще понятия о частной собственности на средства производства, если не считать личной собственности на некоторые орудия производства, являющиеся вместе с тем орудиями защиты от хищных зверей. Здесь нет эксплуатации, нет классов» [«Краткий курс истории ВКП(б)», 1938, стр. 119].

Энгельс в «Происхождении семьи, частной собственности ц государства* (1884) показал, что П. о. еще не имело разделения на классы, не знало эксплоатации. В «Происхождении семьи, частной собственности и государства» Энгельс, опираясь на работы Моргана и нек-рых других исследователей П. о., вскрыл закономерность возникновения, развития и распада П. о.

В истории П. о. Энгельс различает две эпохи: дикость и варварство,раздатяюшпеся каждая на три ступени: низшую, среднюю и высшую.

Низшая ступень дикости начинается с появления человеч. обществ в процессе выделения человека из царства животных— вероятно, на заре ледникового периода. Она являлась переходным состоянием от стадии человекообразных обезьян к первобытным человеческим племенам и характеризуется наиболее примитивными физическими типами людей— питекантропами, синантропами и неандертальцами—и наиболее примитивной формой общества—первобытным человеческим стадом. Орудиями этих древнейших людей являлись эолиты и орудия нижнего и среднего палеолита (древнекаменного века). Уже синантроп пользовался огнем, хотя, вероятно, п не умел добывать его. Основным способом добывания пищи было собирательство. Лишь у неандертальцев из собирательства выделяется охота. На низшей ступени дикости могла зародиться древнейшая форма семьи—к ровнородственная семья, возникшая из промискуитета—беспорядочного полового общения. Тогда же должно было зародиться зачаточное разделение труда на основе физиологических различий (половых, возрастных и др.). По словам Энгельса, «развитие членораздельной речи—главное достижение этого периода» («Происхождение семьи, частной собственности и государства», в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. XVI, ч. 1, стр. 9); ей предшествовала речь, состоявшая, повидимому, из жестов, мимических знаков и нечленораздельных криков. К этому же периоду относится зарождение религиозных представлений, к-рому предшествовала дорелигиозная форма сознания стадного человека. Древнейшие религиозные представления, возникшие на основе бессилия ди-

I каря в борьбе с природой, являлись фанта- I

I стическнм отражением в его сознании сил I

1 природы, господствовавших над ним. Период I ! низшей ступени дикости длился несколько сот I тысячелетий; в этот период распространение человека ограничивалось Старым Светом.

Средняя ступень дикости наступает на исходе ледникового периода. На I основе' медленного, но неуклонного развития производительных сил увеличивалось население. Орудия этой ступени относятся к верхне- I му палеолиту п раннему протонеолиту. Отличительными признаками этой ступени являются рыболовство, возникшее из охоты, п I добывание огня посредством трения. Существовала уже одежда из звериных шкур. К этому периоду относится прпручение древнейшего домашнего животного—собаки. Судя по австралийцам и тасманийцам, х-во которых типично для средней ступени дикости, люди на этой ступени дикости жили племенами, разделенными на локальные группы. или орды, на т. н. брачные классы и групповые семьи. Люди должны были вести бродячий образ жизни, укрываясь в пещерах, шалашах и землянках. На этой ступени сложилась древнейшая форма собственности: кол- | лектпвная собственность родичей на территорию. Брачные отношения и родство были групповыми (т. н. групповая семь я).

К этой ступени можно приурочить возникновение экзогамии. Это было возникающее родовое общество, т. е. общество, в котором появились ! зачатки родовой органнзаппп, родо-пле-менного быта. Людоедство, возникшее еще у неандертальцев, продолжало существовать. Военные столкновения, к-рые могли быть уже у неандертальцев, происходили на средней ступени дикости довольно часто. Причиной этих войн была борьба родов за районы охоты, рыболовства, собирательства. Одним из поводов к войне служила кровная месть, являвшаяся результатом родовой замкнутости и отчужденности. Религия на средней ступени дикости характеризовалась тотемизмом , будучи связана с культом предков в его наиболее примитивной форме (зооморфной и фитоморфной, т. е. в форме почитания животных, растений и т. д.). Средняя ступень дикости, закончившаяся в Старом Свете и, вероятно, в Америке на рубеже послеледниковой и современной геологической эпох, в Австралии представлена наиболее отсталыми туземными племенами.

Отличительным признаком высшей ступени дикости было изобретение лука и стрел, повысившее производительность труда зверолова. Высшие дикари выступают с орудиями, повидимому, конца протонеолита. Варка пищи в догончарной посуде, сложное собирательство, дающее постоянные запасы, уменье обезгорчивать растения и размалывать семена и корнеплоды подняли значение домашнего х-ва женщин. Все это является основой для зарождения оседлости.

На новой производственной основе в связи с ростом населения и крайним усложнением и дифференциацией родства, считающегося только по матери (т. н. матрилинейное родство), укрепляются роды, образуя основные хоз. клеточки племени. Складывается коллективная родовая собственность. Групповая семья переходит впарную семью, не являющуюся еще, однако, хозяйственной еди




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.