S6'5    РАПСОДИЯ—РАСКОЛ    966

Гомер), т. е. эпизодов, на которые распадались большие гомеровские поэмы «Илиада* и «Одиссея». В объединении рапсодий в одно целое состояло мастерство состязавшихся на празднествах и играх Р. (буквально—«сшиватели песен*). С конца 4 бека до хр. э. выступления Р. были перенесены в театр и приняли характер музыкальной мелодекламации.

РАПСОДИЯ (греч.)—1) в античной Греции отрывки эпических сказаний, исполнявшиеся под музыкальный аккомпанемент певцами-раясо-дамгь. 2) В м у з ы к е—б. ч. инструментальное произведение, написанное на народные (или близкие к ним) темы, представляющее б. или м. свободную фантазию, не лишенную единства и органичности замысла и тематического развития, часто с контрастными сопоставлениями тем (венгерские Р. Листа, Р. Дворжака и др.).

РАПХ, Российская ас социация пролетарских художников —организована в 1931. Печатным органом РАПХ был журнал «За пролетарское искусство». В своих теоретических установках и в организационной и творческой практике руководство РАПХ допустило ряд грубейших ошибок, извращавших основные установки художественной политики советской власти и тормозивших развитие сов. искусства (непонимание социалистич. характера развития сов. искусства, неправильное отношение к старым мастерам, механич. приклеивание ярлыков, групповщина и т. д.). В этих своих установках руководство РАПХ механически повторяло осужденные партией и сов. общественностью вредные, контрреволюц. установки РАПП. РАПХ распущен постановлением ЦК ВКП(б) от 23/IV 1932.

РАРИТЕТ (с франц.)—редкость, диковинка.

РАС—в Абиссинии название правителя отдельной области, также военное звание, равнозначное чину генерала.

РАСИ'Н (Racine), Жан (1639—99)—франц. драматург. Как и Корнель, Р.—выдающийся представитель драматургии французского классицизма 17 века. Выходец из буржуазии, Р. получил воспитание в среде ян-сенистов в Пор-Рояле, но впоследствии, став другом Мольера, Лафонтена и Буа-ло, освободился от воззрений янсенизма. Лучшие трагедии Расина—«Андромаха» (1667), «Британник* (1669), «Баязет» (1672), «Митридат» (1673), «Ифиге-нпя в Авлиде» (1674), «Фед-ра»(1677), «Аталия» (1691) и др. Они являются образцами аристократической драматургии времен Людовика XIV. Но в отличие от Корнеля, изображавшего трагические столкновения гражданского долга и воли, Р. в своих трагедиях раскрывал гл. обр. борьбу человеческих чувств и страстей в героях и изображал развитие их характеров, что являлось существенным отклонением от абстрактно-ти-пизирующих канонов классицизма в сторону бурж. реалистической драмы. Существенной чертой трагедий Р., нашедшей свое выражение также и в его единственной комедии «Сутяги» (166S), высмеивающей судебные нравы, является наличие в них критического элемента в обрисовке некоторых сторон абсолютной монархии и двора. Р. достиг большого мастерства в психологическом анализе внутренних противоречий изображаемых людей, большой художественной выразительности слова и гибкости стиха. Его пьесы пользовались большим успехом как у аристократического, так и у городского зрителя. Творчество Р., высоко оценивавшееся Пушкиным («...Расин велик, несмотря на узкую форму своей трагедии»), оказало огромное влияние на драматургию европейского классицизма, в том числе и на русскую (Сумароков, Княжнин и др.).


PACK (Rask), Расмус Кристиан (1787—832)— выдающийся датский языковед, один из основоположников сравнительной грамматики индо-европейских языков. Установил важнейшие методы сравнительной грамматики, открыл (раньше Я. Гримма) германский перебой согласных, сделал значительный шаг от схоластической к новой, научной грамматике.

РАСКИСЛЕНИЕ—процесс восстановления за киси железа, FeO, к-рая растворена в жидкой стали или чугуне. Присутствие этой закиси в стали ухудшает качества последней, делая ее красноломкой. Раскислителями служат углерод, кремний, марганец и алюминий. Раскисли-тели отнимают от закиси железа кислород, восстанавливая закись железа до металлич. состояния, образуя с кислородом газ или шлак, к-рые затем удаляются из стали.

РАСКОВА, Марина Михайловна (р. 1912)— герой Советского союза, старший лейтенант, штурман. Родилась в Москве в семье музыканта. В 1931 поступила сотрудницей в аэронавигационную лабораторию Военно-воздушной академии РККА. Благодаря упорному стремлению к знанию и выдающимся способностям Р. заочно окончила курс аэронавигации и получил а диплом штурмана. В 1935 без отрыва от производства окончила школу пилотов при Центр, аэроклубе им. Чкалова. Участвовала в женском перелете по маршруту Ленинград— Москва, в скоростных гонках Москва—Севастополь—Москва. В 1937, в качестве штурмана, вместе с В. Гризодубовой установила международный рекорд дальности для двухместных легкомоторных самолетов (Москва—Актюбинск, 1.443 к.«). Через год вместе с П. Осипенко и В. Ломако участвовала в беспосадочном рекордном перелете на гидросамолете «МП-1» из Севастополя в Архангельск.В апреле 1938 участвовала вместе с В. Гризодубовой и П. Осипенко в беспосадочном героическом перелете Москва— Дальний Восток на самолете «Родина». Этот перелет является блестящим международным женским рекордом дальности полета как по прямой (5.947 к.н), так и по маршруту (6.450 км). Продолжительность полета—26 ч. 29 м. Перед посадкой самолета «Родина» Р. спустилась на парашюте. 10 дней ей пришлось скитаться одной по болотам в тайге без пиши, пока она не была обнаружена летчиками гражданского флота. Экипаж «Родины* показал всему миру высокое мастерство сов. летчиц, их героизм, выносливость и хладнокровие, проявленные во время труднейшего перелета на Дальний Восток. Р. награждена двумя орденами Ленина (портрет Р. см. в ст. «Родина»).

РАСКОЛ—религиозное движение в России, возникшее в половине 17 в. и объединившее под религиозной формой протест различных классовых групп против политики феодально-крепостнического централизованного государства. Приверженцев Р. называли старообрядцами, «староверами*. Поводом к Р. явились так называемые никоновские реформы (см. Никон), создавшие необходимую укрепившемуся


'31



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.