V85    РАУНД—РАФФИ    986

РА'УНД — в боксе промежуток временп, в продолжение которого происходит бой. Длительность—обычно 2 или 3 минуты; предельное число Р. определяется в каждом отдельном матче заранее в зависимости от подготовленности боксеров.

РА'УХ (Rauch), Христиан (1777—857)—немецкий скульптор, представитель классицизма. Исполнил рядпортретных бюстов (Гёте и др.) и памятников.

РАФАЭ'ЛЬ С а н ц и о (собственно Сан т.и, Raffaello Santi, 1483—520)—великий художник итальянского Возрождения. Уроженец Урбино (Умбрия), работал гл. обр. в Риме. Творчество Р. дает наиболее полное завершение процессу перерождения реализма итальянского Раннего Возрождения (Кватроченто) в идеалистический стиль классического Высокого Возрождения. Пластичность форм, господство объема и линейного рисунка, высокая выработанность и уравновешенность композиции сделали живопись Р. еще в большей степени, чем искусство Леонардо да Винчи и Микель Анджело, характерной для этого искусства. Художественное образование Р. получил у представителя умбрийской школы Перудокино. Мадонны Р. раннего периода (1500—04) проникнуты лиризмом, свойственным его учителю. Художественные искания Р. получили дальнейшее развитие во Флоренции (1504—08). Здесь значительное влияние на него оказал Леонардо да Винчи.


Творчество Р. достигло полного расцвета в Риме, куда он был приглашен папой Юлием II и где он создал знаменитые росписи покоев Ватиканского дворца («Станцы» п «Лодский»), Ватиканские фрески Р. вместе с росписью построенной нм виллы («Галатея»), а также Фарнезины и картонами для гобеленов принадлежат к величайшим образцам итал. монументального стиля. Сюжеты фресок обнимали не только темы библейские, евангельские и исторические, но и мифологические («Аполлон и музы»), аллегорические («Афинская школа»), Все это характерно для того увлечения классической древностью, к-рое захватило и папский двор в эпоху гуманизма. В 1514 Р. было поручено руководство постройкой собора св. Петра в Риме. К последним произведениям Р. относятся его замечательные портреты (Льва X и др.), известная «Сикстинская мадонна» (Дрезден) и «Преображение» (Ватиканский музей), оконченное его учениками.

Р. оказал огромное влияние на искусство •европ. стран. Не говоря о его непосредственных учениках (Джулио Романо и др.), все классики 17—19 вв. видели в нем непревзойденный образец, преклонялись перед его гением и безупречным мастерством. При всем своем формальном совершенстве эклектическое творчество Р. было первым этапом на пути превращения искусства Возрождения, с его идеалом свободной человеческой личности, в академический классицизм, компромиссное соглашение гуманизма с обновленной церковностью.

Лит.: Вбльфлин Г., Классическое искусство, СПБ, 1912; А л л е ш, Ренессанс в Италии, М., 1916.

РАФИ'ДЫ—игловидные кристаллы щавелевокислой извести, распространенные в клетках многих растений, гл. обр. однодольных. Обычно они бывают соединены в пучки.

РАФИНАД — сахар, очищенный от посторонних примесей путем рафинирования. Сахарный песок обычно седержит 99,55% сахарозы, 0,15% воды и 0,3% примесей (н е с а х а р ы); последние придают сахарному песку, в особенности свекловичному, заметный запах и некоторый привкус. Для очистки сахарного песка от несахаров и получения твердого кускового сахара песок подвергают рафинированию. Белый свекловичный сахар-песок растворяют в воде до сиропообразного состояния [плотностью 70—75° Вх (по Бриксу)—сухие вещества]; сироп фильтруют через механич. фильтры для удаления примесей, а затем очищают от несахаров фильтрацией через угольные фильтры. Отфильтрованный сироп уваривают в вакуум-аппаратах в густую массу (у т ф е л ь), к-рая в горячем виде (98—99°) разливается в формы. Охлажденный утфель пробеливается специально приготовленным сиропом (к л е р с о м); пробеленный сырой Р. затем высушивают. Р. поступает в продажу в виде голов или разделывается на куски (колотый и пиленый). В последнее время находит распространение прессованный рафинад. Рафинированный сахар-песок увлажняется до содержания водыЗ—4,5%, прессуется в бруски иЛи кубики и высушивается. Изготовление прессованного рафинада полностью механизировано.

РАФИНА'ЦИЯ масел и жиро в—очистка пх от примесей, препятствующих пищевому или техническому их применению. Производится отстаиванием, фильтрацией, центрифугированием, дестилляпией с водяным паром, обработкой щелочами, кислотами, крепкими соляными растворами и т. п.

Р А Ф И Н И’РО В АН И Е — утончение, изощрение.

1) Очистка к.-л. технического продукта от посторонних примесей; напр, очистка' металлов, производимая с помощью плавки, окисляющей примеси, электролиза, обработки различными химическими веществами и т. п., позволяет получать металл в практически чистом виде. Применяется при получении железа, меди, свинца, цинка, драгоценных и ряда др. металлов. 2) Приготовление рафинада. Рафинированны й—утонченный.

РА’ФИЯ—наружные слои молодых листьев нескольких видов мадагаскарских и африканских пальм-рафий, Raphia ruffia, и др. Сдираются вместе с лубяными волокнами и дают нежную яочалу, широко применяемую в садоводстве и технике(шляпы,рогожки для украшенияит.п.).

РАФФИ (псевдоним Акопа Мелик-Акопян а, 1835—88)—крупный армянский романист. Родился в Персии в семье купца. Начал лит. деятельность в 1860. Р. приобрел боль-пгуто популярность романами: «Джаллаледдин» (1878), *Хэнт» (Сумасброд), «Дневник Хача-гоха», «КайЦер» (Искры). Р. дал яркую картину жизни турецких армян и первых шагов нац.'-буржуазного движения. В историч. романах «Давидбек», «Самуэл» и др. Р. изображает в романтич. духе прошлое Армении. Р. написал также ряд бытовых романов и повестей (роман «Золотой петух» и др.), в к-рых дает картину отрицательных сторон быта армянской буржуазии. В русском переводе имеются: «Джаллаледдин», «Сон Вардана», отрывок из романа «Хэйт»; отдельные рассказы и отрывки из романов в сб.: Армянские беллетристы, под ред. 10. Веселовского, М., 1898.




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.