997    РЕАЛИЗМ    998

жения, т. е. отбор и подчеркивание наиболее характерных черт изображаемого объекта. Сгущенность реалистического отражения жизни выражается в типичности образов людей и обстоятельств, в которых эти люди действуют. Точные прообразы типов могут никогда не встречаться в действительности, но образы эти должны быть правдоподобны. Для реа-листич. изображения не обязательно также воспроизведение явления в его непосредственной конкретной форме: реалистич. карикатура, гротеск, даже элементы фантастики не только не изменяют реалистич. сущности изображаемого, но и усиливают, делают острее реализм изображения действительности; детали, органически связанные с целым, получают в нем особо живой и содержательный характер (например «Путешествие Гулливера» Свифта).

Творчество реалистов—наиболее ценное в художественном наследстве. Основоположники марксизма-ленинизма подчеркивали исключительное значение для строительства социалистической культуры именно реалистич. произведений искусства из наследия прошлого. Они отмечали огромное познавательное значение реалистического искусства, его общественную действенность (отзыв Маркса и Энгельса о Бальзаке как докторе социальных наук, об историч. реализме Вальтера Скотта).

История художественного Р. находится в тесной связи с историей общества. Исторически возникновение и развитие реалистич. искусства всегда связаны с возникновением и развитием прогрессивных общественных тенденций на основе роста и укрепления производительных сил. В своем развитии и расцвете Р. всегда связан с исторически передовыми классами. Таково реалистическое гуманистич. искусство эпохи Возрождения (Боккачьо, Донателло, Микель Анджело и др. в итал. лит-ре и изобразительных искусствах), реалистич. искусство 17 в. и эпохи Просвещения (писатели Фильдинг, Дидро и др., художники Рембрандт, Гудон, Гогарт и др.). Однако нельзя забывать о законе неравномерности развития материальных и др. областей общественной жизни. В обществе, разделенном на классы, прогресс имеет противоречивый, двойственный характер, поскольку он не уничтожает основных общественных противоречий; общественные отношения в капиталистич. обществе затемнены и запутаны; поэтому, как показал Маркс, победа капитализма в 19 в. неблагоприятна для нек-рых видов «духовного производства* и в частности для поэзии и искусства. Вслед за расцветом буржуазного реалистического искусства (Бальзак, Стендаль, Диккенс, Теккерей—в литературе, Домье, Милле, Курбе, Менцель и др.—в живописи) наступает постепенный упадок Р. (см. Натурализм) и, наконец, полная деградация искусства и литературы в период загнивающего капитализма (см. Декадентство).

Реалистич. искусство наиболее социально значимо, когда оно органически связано с народным творчеством, опирается на него. Великие реалисты (Шекспир, Мольер, Пушкин, Л. Толстой и др.) были тесно связаны с народным творчеством к отражали его социальные стремления.

Художники-реалисты прошлого, непредвзято изучавшие жизнь, не могли быть слепыми апологетами бурж. строя, не могли не видеть хищническую, эксплоататорскую еА> суть; они сознавали обоснованность протеста масс против эксплоатации и отражали его в своем творчестве. Поэтому их художественный реализм являлся социально заостренным, критическим реализмом. «И если перед нами действительно великий художник, то некоторые хотя бы из существенных сторон революции он должен был отразить в своих произведениях» (Ленин, Соч., т. XII, стр. 331). Истинное величие художника заключается в преодолении классовой ограниченности, в правдивом изображении общества, часто вопреки своим политическим взглядам (например у Бальзака), в глубоком вскрытии общественных противоречий, противоположности между эх{сплоа-таторами и эксплоатируемыми, в критике буржуазного строя. «Реализм, который я имел в виду, — писал -Энгельс о Бальзаке, — проявляется, даже невзирая на взгляды автора» (Письмо Ф. Энгельса, в сб.: Маркс и Энгельс об искусстве, 1938, стр. 163).

После поражения революций 1848, в к-рых пролетариат впервые выступил как самостоятельный класс, буржуазия перестала играть революционную роль и, больше того, превратилась в реакционный класс. В бурж. идеологии это выразилось в стремлении изобразить бурж. отношения как «вечные», затушевать противоречия внутри общества. В связи с этим начался распад бурж. Р., вырождение его в безыдейный, грубый натурализм или формализм.

Наибольший упадок Р. имеет место в империалистическую эпоху. Процесс распада Р. протекал неравномерно в различных странах. Р. на Западе сильно измельчал и не достигал бальзаковской широты даже у наиболее выдающихся представителей Р. В России после гениального Пушкина следует целый ряд великих писателей-реалистов—Гоголь, Лермонтов, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Гончаров, Тургенев, Л. Толстой, Островский, Чехов. Россия сделала «шаг вперед в художественном развитии всего человечества» (Ленин, Соч., т. XIV,, стр. 400) в творчестве великого реалиста Льва Толстого. Как показал Ленин в своих гениальных статьях о Л. Толстом, основой этого расцвета реалистического искусства Толстого было нарастание русской буржуазно-демократической, крестьянской революции 1905 года.

Течение идейного Р. в русском изобразительном искусстве имело своим центром Товарищество передвижных выставок (см. Передвижники) . Крупнейшими представителями реалистич. живописи были Репин и Суриков.

В 20 в. в русской лит-ре Р. поднимается на новую, высшую ступень в творчестве великого реалиста Максима Горького, отразившего рост и победу пролетарской революции.

После победы Октябрьской социалистич. революции в Советском союзе за годы пролетарской диктатуры созданы советская художественная литература и искусство, коренным образом отличающиеся по своему идейному содержанию и целеустремленности и своим эстетическим особенностям от литературы и искусства других общественно-экономических формаций. Основным методом советской художественной литературы и искусства является социалистический реализм, основоположником и первым классиком к-рого является гениальный писатель пролетариата М. Горький.

2) В философии — идеалистическое направление в средневековой философии, противоположное номинализму. Р. утверждал

•зх




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.