93    ПЕРЕДАТЧИКИ—ПЕРЕДЕЛ МИРА

ных свидетельствах, именных акциях и др.) о передаче прав по ним другим лицам. П. н. может быть или именной или же бланковой. В первом случае должен быть указан новый владелец документа, во втором—новым владельцем считается предъявитель документа. П. н. на векселе пишется обычно на обороте и называется индоссаментом, или жиро. Именная или бланковая П. н. на векселе возлагает ответственность за оплату векселя на сделавшего П. н. (индоссанта). Инкассовая П. н. содержит лишь полномочия взыскать платеж по векселю и в случае неоплаты произвести протест.

ПЕРЕДАТЧИКИ, радиопередатчики — устройства для получения электрической энергии высокой частоты, используемой для целей передачи сообщений. П. разделяются на телеграфные и телефонные. Телеграфная передача достигается путем прерывания излучаемой энергии соответственно условному шифру (код Морзе). При телефонной работе излучаемая мощность изменяется в соответствии с изменением силы звука передаваемых сообщений. П. разделяются также на ламповые, машинные, дуговые и искровые. Преимущественное применение получили ламповые П., в к-рых высокочастотная энергия получается при помощи электронных ламп. П. являются частью передающей радиостанции. Излучение высокочастотной энергии производится антенным устройством. В местах приема энергия улавливается приемниками и преобразуется обратно в звуковую или же используется для приведения в действие телеграфных аппаратов.

ПЕРЕДВИЖКА ЗДАНИЙ на новые йестаосуществляется в случае необходимости сохранить по тем или итгьгм соображениям здание при реконструкции улип, площадей и т. д. При П. з. предварительно отделяют здание от его фундамента и подводят под освобожденные стены и колонны (во избежание возможных перекосов здания) жесткую горизонтальную, по преимуществу металлическую конструкцию. На месте, куда должно быть передвинуто здание, подготовляют новый фундамент; затем подготовляют путь, по к-рому должпа совершаться П. з. Только после завершения этих работ на стальных катках по рельсам с помощью металлических поясов и канатов электрическими или паровыми лебедками производят перемещение здания и установку его на новый фундамент. Так, например, при реконструкции улицы Горького (гор . Москва) был передвинут 5-этажный каменный дом (кубатура—46 т. .к*, вес—23 тыс. т) на расстояние 50 м со скоростью 8 л/час с помощью 2 электролебедок грузоподъемностью 15 т. При этом нормальная жизнь в доме не нарушалась (телефоны, центр, отопление, водопровод и канализация работали бесперебойно). П. з. производилась на стальных катках (2.000 шт.), уложенных между ходовыми балками и рельсами.

ПЕРЕДВИЖНИКИ—распространенное наименование участников Товарищества передвижных художественных выставок, организованного в 1870 (первая выставка в 1871) по инициативе художников Мясоедова, Перова, Крамского и др. Яыетавки «передвигались», переносились из Петербурга в другие крупнейшие города России (Москву, Киев, Нижний-Новго-род). Все передовые художники 2-й пол. 19 в. выставлялись на передвижных выставках. Товарищество просуществовало до 1922, устроив 48 основных выставок. Объединяя в своих рядах в основном демократически настроенных: художников, впервые создавших крупную об-* щественную организацию, П. сыграли огромную роль в развитии русского искусства как' в смысле демократизации и популяризации искусства, так и в деле борьбы с академизмом за-искусство реалистическое, идейное, содержательное, отражая в своем творчестве преимущественно отрицательные стороны современной жизни. Передвижничество не было целостным идейно-стилевым течением; оно объединяло как блестящих русских художников, являвшихся ведущей группой (Крамской, Репин,. Суриков, Ярошенко, Савицкий, Максимов, Мясоедов и др.), так и страдавших недостатками; натурализма (Шишкин, Литовченко, Владимир Маковский и др.) и даже «салонных» художников (Константин Маковский и др.). Творчество П. испытывало на себе влияние народнических идей. Однако в искусстве великих: русских художников Репина и Сурикова мы; наблюдаем преодоление этого влияния. Передвижничество стало нарицательным наименованием идейно-реалистической живописи, развивавшей в известной мере традиции т. н-пдейного реализма 60-х гг. (Неврев, ранний: Перов). С 90-х гг. начинается упадок П., идейная заостренность падает (хотя в т. н. младшем поколенил П. имеются такие художники,, как Архипов, Сергей Иванов, Сергей Коровин,. Касаткин), вытесняясь религиозной тематикой и мелкобытовым жанром. В 1894 крупнейшие-П., во главе с Репиным, входят в реформированную Академию художеств. П. вытесняются? новыми художественными группировками, куда переходят крупнейшие художники младшего поколения. Передвижничество имело* очень большое значение в деле укрепления реалистических позиций в русской живописи.

Лит.: Новнпквй А., Прредввжникв в влияние их ва русское искусство, М., 1897.

ПЕРЕДВИЖНЫЕ БИБЛИОТЕКИ — комплекты' книг, выделяемые из стационарной библиотеки: туда, где не имеется самостоятельной библиотеки, с условием снстематич. обмена этих комплектов после прочтения на другие книги.

ПЕРЕДЕЛ МИРА. Завершение раздела мира и; борьба капиталистич. держав за П. м.—один' из основных признаков империализма, установленных Лениным. «Империализм есть капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство монополий п финансового’ капитала, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими капиталистическими странами »(Ленин, Сочинения, т. XIX,. стр. 143). Развивая признаки империализма,, содержащиеся в известном определении Ленина, Сталин особо останавливается на П. м.г «Империализм есть вывоз капитала к источникам сырья, бешеная борьба за монопольное-обладание этими источниками, борьба за передел уже поделенного мира, борьба, ведомая с-особенным остервенением со стороны новых финансовых групп и держав, ищущих „места! под солнцем“, против старых групп и держав,, цепко держащихся за захваченное. Эта бешеная борьба между различными группами капиталистов замечательна в том отношении, что-она включает в себе, как неизбежный элемент, империалистские войны, войны за захваты чужих территорий* («Вопросы ленинизма», 10 изд., стр. 3).




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.