155    ПЕРОН ПН—ПЕРСИДСКАЯ (ИРАНСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА    156

ПЕРОНИ'Н, с о л я н о к и с л ы й бензил-мор ф и н—кристаллический порошок, хорошо растворимый в воде и спирте. Применяется в качестве анестезирующего средства в глазной практике.

П ЕРОНОСПОРОВЫ Е, ложномучиеро-сные, Регопоэрогасеае—микроскопич. грибки из группы оомицетов. Многие П. часто являются возбудителями опасных болезней культурных растений, как, напр., мильдью на винограде, картофельная гниль и др.

ПЕРПЕНДИНУЛЯР. Прямая СЛ, образующая с данной прямой АВ (рис. 1) углы в 90°, называется П. к ней. Точка В пересечения перпендикуляра ОБ с прямой АВ называется основанием П. Перпендикуляр к плоскости Р — прямая, образующая прямые углы с любой" прямой, лежащей в данной плоскости (рис. 2). Отрезок перпендикуляра С Я от некоторой точ-


Рие. і.    Рис. 2.    ьн ° до пеРе'

сеченпя с прямой АВ или плоскостью Р, на которую он опущен, есть кратчайшее расстояние этой точки С от прямой АВ или плоскости Р.

ПЕРПЕ'ТУУМ МО'БИЛЕ (лат.—вечное движение)—то же, что вечный двигатель.

ГЕРПИНЬЯ'Н (Регрігпап)—город на Ю.-З. Франции, недалеко от границы с Каталонией (Испания), адм. ц. департамента (округа) Восточных Пиренеев; 72 т. ж. (1936). Станция ж. д.; аэропорт. Военный аэродром. Производство папиросной бумаги, бочарных изделий. Шоколадные фабрики, производство спиртных напитков.

ПЕРРО' (Perrault), Шарль (1628—703)—французский писатель. П. был инициатором т. н. «спора древних и новейших», в к-ром защищал против Буало и др. идею превосходства новых писателей над античными. В 1697 П. обнародовал сборник проникнутых тонким юмором народных сказок под назв. «Сказки матушки Гусыни*. Они положили начало увлечению «волшебными сказками». В них даны знакомые детям фигуры Кота в сапогах, Красной шапочки, Мальчика с пальчик, Золушки и др. Сказки П. переведены на многие языки; на русском языке: Сказки Перро, М., 1936.

" ПЕРРС'Н (франц.)—платформа под навесом для пассажиров, примыкающая к зданию вокзала.

ПЕРСЕИ'ДЫ—падающие звезды с радиантом в созвездии Персея. Видны в первой половцне августа. Происхождение их связывается с исчезнувшей кометой 1862.

ПЕРСЕ'Й—1) красивое созвездие Сев. полушария. Главные звезды—Альгениб (альфа Персея) и замечательная переменная звезда Алголь (бета Персея). 2) В древнегреч. мифологии—герой, сын бога Зевса и Данаи. Был брошен в море вместе с матерью в ящике, к-рый был прибит волнами к одному из Цик-ладских о-вов. Когда ГІ. вырос, он был отправлен по приказу царя о-ва за головой Медузы. П. отрубил чудовищу голову, затем спас от дракона царевну Андромеду, прикованную к утесу; вернувшись в Аргос, основал Микены.

ПЕРСЕЙ (212—166 до хр. э.)—последний царь Македонии (179—166 до хр. э.). Вел борьбу с римлянами, отстаивая независимость Македо-нпи. Нанес в 171 поражение Крассу. В 169 при Пинде был разбит Л. Эмилием Павлом, завершившим покорение Македонии. Бежал в Самофракию, но вскоре отдался во власть римлян п умер в плену.

ПЕ'РСЕЛЬ (Purcell), Альберт Артур (1872— 1935)—деятель англ. рабочего движения. Член

С.-д. федерации, член парламента от рабочей партии. С 1921—член Ген. совета. В 1924—

1927 —пред. Амстердамского интернационала профсоюзов. В 1924—пред. английской рабочей делегации в СССР, член Англо-советского комитета единства, один из виновников его ликвидации. П. принадлежал к «левому* крылу рабочей партии, но своей деятельностью покрывал и облегчал предательство профсоюзных бюрократов. Во время всеобщей стачки

1926 П. своей пассивностью практически содействовал поражению рабочих.

ПЕРС ЕЛЬ, Генри (ок. 1658—95)—крупнейший английский композитор и выдающийся органист; создатель англ. национальной оперы. Глубокий талант П. вырос под влиянием англ. народной песни и лучших образцов французской (гл. обр. Люлли) и итальянской музыки (венецианская школа), к-рую он знал в совершенстве. В лучших своих произведениях (опера «Дидона и Энеи», музыка к «Диоклетиану» Бомона и Флетчера, к «Королю Артуру» Драй-дена и др.) П. создал национальный муз.-дра-матич. стиль, отличавшийся ясной, выразительной мелодикой, смелым гармоническим языком и высоким полифоническим Мастерством. Кроме муз.-драматических произведений (свыше 60), П. написал много инструментальных и культовых сочинений.

Лит.: Р о л л з н Р.. Опера в XVII в. в Пталпн, Германна, Англпп. М., 1931.

ПЕРСЕ'ПОЛЬ, Парса — столица древней Персии со времени Дария I. П. славился своим акрополем, тройной стеной, дворцом, царской усыпальницей и сокровищницей. Александр Македонский в 332 до хр. э. сжег значительную часть города, разграбив его сокровища Развалины Персеполя существуют и поныне (в 50 кж от Шираза) и носят название Чигпль-Минарэ.

ПЕРСЕФО НА—в древнегреческой мнфологпи богиня, дочь Зевса н богини земледелия и жатвы Деметры, супруга бога преисподней Аида, владычица над душами умерших. Согласно мифу, две трети года проводит на земле с матерью Деметрой, одну треть—в преисподней с Аидом (символ растительности, ежегодно выходящей из земли, затем увядающей и как бы исчезающей в ее недрах). У римлян—П р о -

з е р п и н а

ПЕРСИДСКАЯ (ИРАНСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА — принадлежит к числу богатейщих мировых литератур. В истории П. л. (и языка) различают три периода: 1) древнеперсид’ская письменность; 2) среднеперсидская, пли пехлевийская литература, приблизительно 3—7 вв. хр. э. (см. Персидский язык); 3) новая П. л. на языке фарсй (новоперсидском яз.).

В 7 в. империя Саеанидов была завоевана арабами. Национальная литература Персии заглохла. Официальным, а затем и научным языком стал арабский. С падением политич. господства арабов и развитием новой персидской государственности (9—10 вв.) возникает и новая П. л. на национальном языке. 10 в. является уже эпохой расцвета персидской поэзии. Ее первые крупные представители— Рудеки (ум. 941) и Дакики (убит около 977).




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.