233    РУБЕ РОПД-РУБЛЕВ    234

ромна (свыше 2.200 б. ч. крупных по размеру полотен). Для его произведений характерны драматизм н пафос, жизнерадостность и искание правдивости в изображении деталей. Его творчество отличается необычайной разносторонностью, он создал декоративные и станковые картины на аллегорические, мифологические и религиозные темы, а также пейзажи и портреты. Р. хорошо представлен многочисленными картинами в ленинградском Эрмитаже и московском Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Лит.: Рубенс П. П., Письма, пер. А. Ахматовой, М.—Л., 1933; Ф р о м а н т э в Э., Старые мастера. Бельгия—Голландия, М., 1914.


РУБЕРОЙД —картон (приготовляется из шерстяного волокна с примесью хлопчатого и джутового), пропитанный смесью нефтяных и стеариновых смол и асфальтов. Р. водонепроницаем, нетеплопроводен и кислотоупорен. Р. имеет вид ленты шириной от 0,8 до 1 .н, а длиной ок. 20 м, различной толщины (одинарной, двойной и тройной). Употребляется как кровельный н изоляционный материал. См. Рулонные кровли.

РУБИ'ДИЙ, Rb — серебристо-белый, мягкий редкий металл; химич. элемент I группы перно-днч. системы. Ат. в. 85,44, порядковое число 37, ѵд. в. 1,53; темп-pa плавления 38,5°. Слабо-радиоактивен. Дает солн типа RbX, напр. RbCl; окрашивает пламя в темнокрасный цвет. На воздухе сейчас же окисляется; брошенный в воду, разлагает ее и, подобно калию, зажигает образующийся при этом водород. Металлич. Р. применяется для фотоэлементов, соли—для изготовления тугоплавких стекол (рубидиевое стекло плавится при темп-ре свыше 1.000°); бромистый Р.—иногда в медицине как успокаивающее. Добывается Р. из карналлита и лепидолита.


РУБИКО'Н—древнее название речки Узо(вСе-верной Италии), отделявшей Цизальпинскую Галлию от собственно Италии. В 49 до хр. э. Цезарь, вопреки запрету, перешел ее со своими легионами, начав гражданскую войну. «Перейти Р.» означает сделать бесповоротный шаг.

РУБИЛЬНИК — простейший тип рубящего электрического выключателя, служит для замыкания и размыкания электрич. тока в цепях низкого напряжения.


Различают Р. однополюсные (для замыкания одного провода), двухполюсные (для двух проводов, см. рис.) итрех-полюсные (для трехфазного тока). Р. состоит из одного, двух пли трех медных ножей, «врубающихся» в пружинящие контакты.

РУБИ'Н—драгоценный камень первого класса, минерал состава AljOj, разность корунда; цвет от нежнорозового до глубококрасного. Лучшие рубины индийские (цвета «голубиной крови»). С открытием способа получения искусственного корунда поиски и стоимость Р. пошли на убыль.

РУБИНШТЕЙН. Антон Григорьевич (1829—

1894)—выдающийся русский композитор, блестящий пианист и музыкальный деятель. Один из инициаторов п директоров Русского музыкального общества (1859), ставившего своей задачей широкое распространение музыкальной культуры в России: дирижер симфонических концертов об-ва; основатель и директор первой в России Петербургской консерватории (1862). Наряду с Листом Р. был величайшим мастером фортепианного исполнения. Блестящая виртуозная игра его отличалась захватывающим драматизмом и яркостью экспрессии.

Собственное творчество Р. очень обширно и разнообразно: им написано около 20опер( «Демон», «Нерон» и др.), 6 симфоний, несколько симфонических поэм, 5 концертов для ф.-п. с оркестром, множество камерных инструментальных, ф.-п. произведений и романсов. Лучше всего Р. удавались произведения лирического характера (опера «Демон», многие из романсов), отличающиеся выразительной мелодией и непосредственностью эмоционального выражения. Свои взгляды на музыку Р. изложил в ряде статей и книг.

Лит.: Рубинштейн А., Музыка и се представители. (Разговор о музыке), М., 1891; его же, Автобиографические воспоминания... 1829—89, 2 изд., СПБ, 1889; К ю н Ц., История литературы фортепианной музыки, курс А. Г. Рубинштейна 1888—89, СПБ, 1889; Глебов П., Антон Григорьевич Рубинштейн в его музыкальной деятельности и отзывах современников (1829—1929), Москва, 1929; Финдейзен Н., А. Г. Рубинштейн, Москва, 1907.

РУБИНШТЕЙН. Николай Григорьевич (1835— 1881) — выдающийся русский муз. деятель, пианист и педагог, брат Антона Рубинштейна. Первый директор Московской консерватории, организованной им в 1866 из муз. классов, основанных нм же при моек, отделении Русского муз. об-ва (создано в Москве по его инициативе в 1860). Фортепианная игра Р. отличалась виртуозным блеском, ярким и сильным темпераментом. Р. выступал также как дирижер, руководя концертной деятельностью московского отделения Русского муз. об-ва. Особенно крупное значение Р. имел как педагог и организатор профессионального муз. образования. Среди учеников Р.—Танеев, Зилоти, Зауер. Р. написано небольшое количество фортепианных пьес, самостоятельного значения не имеющих.

РУБКА—1) крытое помещение на корабле, расположенное на верхней палубе, в котором помещается рулевой,—ш турвальная Р. 2) На дирижаблях Р. капптанска я—передняя часть гондолы управления, где сосредоточены приборы для управления и где поме

щаются командир и его помощник.

РУБЛЕВ, Андрей (ум. 1430)—великий русский художник, создавший стиль московской школы живописи 1-й половины 15 века. В своем творчестве Р. был тесно связан с традициями наріодного искусства; творчески перерабатывал художественные формы византийского искусства. Произведения Р. принадлежат к лучшим созданиям русского национального искусства

15 в. Его икона «Троица» (Третьяковская гал-лерея в Москве) построена по принципу композиции замкнутого крута. Ритмично согласованную композицию дополняет красочная гар-





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.