263    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА    264

постановления соборов, царские грамоты) осуждала народную поэзию, народный обычай как дело «бесовское*.

Народное творчество продолжало существовать и развиваться своими путями. Об этом процессе имеется очень малоданных. Былинный народный эпос (см. Былины, Фольклор, СССР, Народное творчество) говорит о весьма древнем происхождении эпических мотивов. В былинах отражена память о Киевской Руси как о яркой эпохе русской истории. В былинах изображаются народные герои-

Илліострапня II. Билибина к былине «Вольга*.

богатыри, носители идеалов любви народа к родине. Обрядовая и бытовая лирика также сохранила отпечаток глубочайшей древности. Проходя сложный путь развития, подвергаясь творческой переработке многих поколений народных певцов и сказителей, народные песни, сказки, былпны и т. д. с огромной силой и яркостью отражали мысли, чувства и чаяния народные и оказывали могучее влияние на лучшие памятники древней Р. л. («Слово о полку Игореве* и др.). На всем протяжении своей историп великая Р. л. в лице лучших ее представителей была тесными узами связана с устремлениями русского народа и часто обращалась к неиссякаемому роднику народного творчества. Возникновение и распространение на Руси письменности и письменной лит-ры, в к-рых крупная роль принадлежала монастырям, было целым историческим этапом в деле развития русской культуры вообще и литературы в частности. «Введение христианства было прогрессом по сравнению с языческим варварством, ...вместе с христианством славяне получили письменность и некоторые элементы более высокой византийской культуры» (Постановление жюри Правительственной комиссии по конкурсу на лучший учебник для 3-го и 4-го классов средней школы

по истории СССР, в сб.: К изучению истории, 1937, стр. 38).

Ранние памятники древней Р. л.—пеоеводной и оригинальной—относятся к концу 1-й половины 11 в. п связаны с Южной Русью, преимущественно с Киевом. Этот период русской литературы часто называют киевским. Отдельные литературные памятники возникали, однако, и в других городах как юга (Галич, Чернигов, Туров), так и севера (Новгород, Смоленск, Ростов).

Основным фондом для древней оригинальной Р. л. послѵжпла лит-pa византийская, памятники к-рой известны были на Руси б. ч. в югославянских переводах, частично же в русских. Из переводной лит-ры наибольшей популярностью пользовались жития, апокрифы, поучения и историч. хроники (Георгия Амартола, Иоанна Малалы и др.) и полусветско-полу-оелигиозные повести (об Акире премудром,

о Варлааме и Иосафе, «Александрия», «Девге-ниево деяние», позднее «Сказание об Индийском парстве* и др.).

Древнейший период истории оригинальной Р. л. (11—12 вв.) представлен проповедью, житием, повестью, в том числе летописной, описанием путешествий в «святую землю». Из памятников оригинальной житийной лит-рьт пользовались особенной известностью произведения, связанные с личностями князей Бориса и Глеба, в частности анонимное «Сказание»

о них, являющееся по существу апологией политической деятельности Ярослава Мудрого. Широкое развитое с древнейших пор получила и летописная лит-pa, включившая в себя большое количество легенд, повестей и сказаний.

К началу 12 в. относится первый дошедший до нас летописный свод—«Повести временных лет*. Наиболее значительным памятником ранней лит-ры путешествий является «Хождение» в Палестину игумена Даниила (110G—08), которое содержит' легендарно-апокрифический материал и дает ряд сведений по топографии и частично географии Палестины.

Драгоценнейшим памятником Киевской Руси, как бы подводящим итоги всему ее литературному развитию, является гениальное произведение древнерусской лит-ры «Слово о полюі Игореве» (12 в.), написанное между 1185 и 1188 в связи с походом русских князей на половцев и проникнутое глубоким патриотизмом. Высокая политическая идейность памятника («призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монголов»—см. Маркс и Энгельс, Сочинения,том XXII,стр. 122), его зыдающиася художественные качества ставят «Слово» в первые ряды замечательнейших произведений * средневекового европейского героического эпоса. Неизвестный автор «Слова» с изумительным мастерством использовал богатства современной ему народной поэзии и книжной литературы. Несомненно, что аналогичные произведения, подобные «Слову», существовали, но до нас не дошли.

В 13 в. окончательно определился разрыв связи между Северной и Южной Русью. С 14 в. наметился процесс создания на севере русского национального гос-ва, которое в дальнейшем (в период Ивана IV) становится многонациональным. С 13 века центрами русского литературного творчества стали Переяславль Суздальский, Владимир, Новгород, Тверь, Москва и др. Прямым продолжением литературной традиции 11—12 вв. явился памятник начала




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.